ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

3
Publication date:
13 September 2024

The article was published in issue no. № 2, 2005
Abstract:
Аннотация:
Author: () -
Ключевое слово:
Page views: 12252
Print version
Full issue in PDF (1.97Mb)

Font size:       Font:

В Военно-морском флоте (ВМФ) существуют методология и практика проектирования организационных систем. В их основу положены законы теории управления: «Закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры Вооруженных сил, материально-технической базы и условий управления», «Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы», а также методы проектирования сложных (больших) систем.

Важными задачами теории управления ВМФ и системного проектирования являются определение оптимальной структуры и потребного состава органа управления, выявление эффективных способов внедрения последних достижений науки и техники в управленческий процесс, а также обеспечение комплексного, системного подхода к решению проблем управления с позиций улучшения организационных форм и методов управления при обязательном учете экономических, политических, правовых, психологических, технических и других факторов.

При проектировании важно определить организационную структуру и численность органов военного управления (ОВУ) ВМФ, состав и численность его подразделений. Для их определения существует ряд методик. По ним осуществляется обоснование организационной структуры ОВУ и его состава с учетом ряда факторов различных по своей природе и устанавливаемых значений показателей эффективности функционирования ОВУ, характеризующих степень достижения цели. Поэтому важным этапом в обосновании и построении организационной структуры ОВУ является выявление этих факторов и представление их в виде исходных данных.

Изучение, исследование и анализ функционирования органов управления показывает, что вся совокупность факторов, влияющих на построение структуры органов управления, может быть двух видов:

1) факторы, непосредственно влияющие на структуру:

·    характер, масштаб и сложность деятельности объекта управления;

·    цели, принципы и методы управления;

·    состав, содержание и объем выполняемых функций управления;

·    характер и темпы внедрения научно-технического прогресса в области военной техники и вооружения.

2) факторы, опосредованно (косвенно) влия- ющие на структуру:

·    качество кадров органов управления с их способностями и возможностями;

·    техническое обеспечение управления;

·    технология управления и другие.

Эти факторы хотя и оказывают влияние на структуру ОВУ, но в целом сами определяются ею. Так, кадры управления влияют на структуру в плане ее уточнения, корректировки, некоторого перераспределения функций между подразделениями структуры и ее должностными лицами. Но это все-таки факторы корректирующие, так как именно структура управления определяет состав должностей и требования к качеству должностных лиц. Кроме того, внедрение средств автоматизации (автоматизированных функциональных систем и подсистем в составе АСУ) влияет на структуру управления как в плане появления новых подразделений, так и в сокращении должностных лиц отдельных подразделений в силу более высокой производительности управленческого труда. Существует ряд аналитических и экспериментальных методик.

В настоящее время на практике применяются методики (методы) обоснования организационных структур и состава должностных лиц ОВУ, полученные экспериментальным путем. Среди этих методов наиболее широко применяются: методы сравнительного анализа и экспертных оценок, а также расчеты необходимого личного состава ОВУ по нормам затрат управленческого труда на выполнение управленческих функций.

В основе сравнительного анализа как одного из основных методов обоснования и формирования ОВУ лежит исторический опыт развития органов управления.

Указанный метод может использоваться исходя из посылки, что для обоснования ОВУ, представление о которой имеется лишь по предварительно сформулированным к ней требованиям, практически всегда может быть найден ОВУ из числа ОВУ существующих объединений (соединений). Такой подход, при котором по образу и подобию с ОВУ-аналогами обосновываются вновь создаваемые органы управления, позволяет реализовать многолетнюю практику в создании и совершенствовании органов управления, функционирование которых изучалось с целью получения необходимых данных, характеризующих их деятельность.

Задачи объединений (соединений), органы управления которых могут рассматриваться в качестве аналогов, и задачи объединений (соединений), для которых формируются ОВУ, должны совпадать по сущности мероприятий, осуществляемых в интересах выполнения ими этих задач. В общем случае такие аналогичные объединения (соединения) должны быть сформированы из одинаковых родов (классов) сил, иметь сходные формы и способы применения, одинаковые виды обеспечения их действий и т.д.

Если объединения, для которых должны быть сформированы ОВУ, имеют задачи, не поставленные в полном объеме ни одному из объединений (соединений) ВМФ, то при выборе аналогов ОВУ могут рассматриваться два и более объединений (соединений) ВМФ, имеющих вместе полный перечень этих задач. Необходимо при этом считаться с тем, что полное совпадение параметров, характеризующих аналогичные объединения в организационном отношении, а также определяющих условия их оперативного применения, может иметь место в идеальном случае. Неполное соответствие друг другу указанных параметров, естественно, осложнит обоснование оргструктур ОВУ создаваемых объединений (соединений) ВМФ.

Сравнительный анализ используется для предварительного обоснования структур органов управления. Это первый шаг на пути обоснования структур ОВУ. Для реализации указанного метода достаточно иметь лишь часть данных обследования ОВУ-аналога, которые бы с необходимой полнотой характеризовали его (их) структуры.

Чтобы использовать сравнительный анализ для обоснования структур ОВУ-объединений, необходимо иметь и изучить следующие данные по каждому аналогичному объединению и ОВУ-аналогу:

·    задачи, решаемые аналогичным объединением, условия действий сил;

·    функции ОВУ-аналога и его подразделений;

·    количество и наименование подразделений в ОВУ-аналоге;

·    число операторов в подразделениях;

·    основные информационные связи между элементами ОВУ;

·    численность (потребные нормы) сотрудников подразделений обеспечения (секретные части, машбюро, чертежное бюро и др.);

·    уровень подготовки личного состава ОВУ, служебные категории и опыт командования по управлению силами.

Изучается также качество технических средств управления, которыми оснащены подразделения ОВУ-аналога; достигнутый уровень автоматизации процесса управления; информационное и математическое обеспечение ОВУ.

В процессе изучения указанных данных выявляются как положительные, так и отрицательные стороны деятельности ОВУ-аналога.

Первостепенное значение для обоснования структуры ОВУ создаваемого объединения (соединения) имеют изучение функций ОВУ-аналога. При этом уясняется, какие функции выполняет ОВУ-аналог применительно к каким условиям обстановки и к каким задачам, решаемым объединением (соединением).

При совпадении задач аналогичных объединений можно считать, что в одинаковых условиях применения их сил формируемый ОВУ должен иметь те же функции, что и ОВУ-аналог.

Одновременно с определением функций создаваемого ОВУ устанавливается, в каких подразделениях ОВУ, принятого за аналог, они выполняются. По аналогии определяется количество подразделений в создаваемом ОВУ, даются им наименования, обычно одинаковые с наименованиями подразделений ОВУ, принятым за аналог.

Если создаваемый ОВУ имеет два и более аналогов, определение полного объема его функций, количества подразделений и их наименования производится, исходя из совпадения задач аналогичных объединений.

Такова сущность обоснования структур создаваемых ОВУ по образу и подобию с существующими ОВУ-аналогами. Однако структуры создаваемых ОВУ не будут точными копиями ОВУ-аналогов.

Структуры ОВУ могут быть отличными от аналогов из-за отличий решаемых задач объединением и предъявляемых требований к ОВУ. Могут оказаться разными затраты труда ОВУ по управлению силами (при одинаковом уровне автоматизации процессов управления), и ОВУ будет отличаться численным составом операторов в подразделениях.

Определение числа операторов в подразделениях ОВУ методом сравнительного анализа заключается в следующем.

Первоначально принимается, что в подразделениях создаваемого ОВУ такое же число операторов, как и в подразделениях ОВУ, принятого за аналог. Затем это число операторов корректируется, исходя из:

·    численного состава управляемых сил объединения;

·    способов применения сил;

·    удаленности районов действий сил от мест их базирования;

·    особенностей метеорологических и гидрологических условий в районах действий сил и др.

Корректировка численности операторов ОВУ производится по существующим методикам.

Обоснование структуры создаваемого ОВУ по методу сравнительного анализа не будет в полной мере соответствовать требуемой, но в той же мере важность рассматриваемого метода очевидна, так как он позволяет в ограниченные сроки предложить вариант структуры ОВУ, которая в дальнейшем может быть уточнена другими методами.

Метод экспертных оценок применительно к обоснованию структур ОВУ используется для:

·    определения исходных данных по обоснованию элементов структуры;

·    разработки предложений по организации информационного процесса в ОВУ;

·    оценки результатов расчетов по обоснованию структуры;

·    разработки предложений по системе оборудования ОВУ техническими средствами управления.

Различают индивидуальные и групповые экспертные оценки. Наиболее надежны и точны групповые экспертные оценки. При организации работы экспертов определяются:

-  состав группы экспертов;

-  организация опроса экспертов;

-  методы получения индивидуальной и групповой экспертной оценки.

В качестве экспертов по обоснованию структур ОВУ-объединений (соединений) привлекаются командиры и начальники штабов, начальники управлений, служб, отделов штабов; операторы и специалисты с многолетним опытом службы в органах управления ВМФ; специалисты по техническим средствам управления. Эксперты должны быть компетентны в решении возлагаемых на них задач.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=534&lang=en
Print version
Full issue in PDF (1.97Mb)
The article was published in issue no. № 2, 2005

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: