Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Author: () - | |
Ключевое слово: |
|
Page views: 22886 |
Print version Full issue in PDF (1.54Mb) |
В ряде работах [1,2] построение маршрута с максимальной пропускной способностью производится непосредственно на сети, представленной графом. Такие методы, обладая хорошей наглядностью (особенно если сеть достаточно проста), затрудняют использование ЭВМ как для хранения исходной информации, так и для процесса оптимизации. Метод улучшения оценок рассчитан на представление сети (графа) в виде матрицы смежности c Следуя [1], некоторый произвольный маршрут (путь)
где указаны номера вершин, или дуги. Множеству дуг (i,j), принадлежащих маршруту mk,l (1), соответствует множество их пропускных способностей {cij}. Минимальная из этих пропускных способностей определяет собой критическую пропускную способность всего пути pk,l:
где (ik,jl) – критическая дуга маршрута mk,l. Например, для некоторого произвольного маршрута m1,6, построенного по матрице пропускных способностей (табл. 1) m1,6=á1,4,5,3,6ñ, пропускная способность и критическая дуга, согласно (2), равны (критическая дуга в маршруте m1,6 выделена жирным шрифтом): p1,6= =min{5,7,2,3}= c5,3= 2 Þ(i1,j6) =(5;3) Однако от вершины Al к вершине A6 существует целое множество
Таблица 1 c = || cij ||, j=1 j,l
Из всех Nn возможных маршрутов построение оптимального пути от пункта Ak к Al можно записать как решение следующей оптимизационной задачи на графе:
при условиях:
Примечание. Количество возможных путей Nn от вершины Ak до вершины Al при произвольной матрице c (j<1 – коэффициент полноты – доля значащих (cij>0) элементов матрицы) можно оценивать сверху (при j=1, табл. 1) по рекуррентной формуле:
где r – количество промежуточных элементов, расположенных в маршруте mk,l между концевыми элементами k и l. Например, для n=6 имеем N6=65, при этом Nn быстро увеличивается по мере увеличения размера n матрицы c (N10=104001). Довольно простая формальная запись задачи о пропускной способности маршрута в комбинаторной ее постановке возможна благодаря сложности самих переменных mk,l по сравнению со скалярными переменными, с которыми, как правило, приходится иметь дело при постановке задачи в форме задачи математического программирова- ния [3]. Обычно существенно отличаются от классических и методы решения комбинаторных задач, нося специальный, порой и явно неформальный характер. Таблица 1 c = || cij ||. j=1 j,l
Таблица 2 Совмещенная матрица
Рассматриваемый ниже метод последовательного улучшения оценок, в частности, также носит неформальный характер. Суть метода последовательного улучшения оценок для построения оптимального маршрута
где первый и второй элементы в (7) означают максимально возможную пропускную способность соответственно начальной и конечной дуг оптимального маршрута Более подробно некоторые детали метода улучшения оценок, а также возможность определения всего множества оптимальных маршрутов рассмотрим на следующих двух числовых примерах. Пример 1. Найти оптимальный маршрут от пункта A6 к пункту A2 и его пропускную способность Начальная оценка (t=1) максимальной пропускной способности, согласно (7), равна (табл. 1):
Из пункта A6 начинается построение множества маршрутов t=1,
где It – множество номеров вершин (строк), вошедших в маршрут Из таблицы 1 видно, что при данной оценке переход из пункта A6 возможен только в A3. Поскольку из вершины A3 возможен переход только в A6 ( Так как номер концевой вершины j1=3 не равен требуемому (l=2), то необходимо перейти к улучшенной оценке Для определения улучшенной оценки
Номер
где коэффициенты cij в i-й строке выбираются только из тех столбцов j, номера которых еще не вошли в маршруты { Для рассматриваемого примера, согласно (10) и таблице 1, имеем: I=k=6:
i=3: min{26-23; 26-18; 26-14; 26-24}= 26-24=2 Þ c3,5=24, В соответствии с (9) и (11) улучшенная оценка максимальной пропускной способности от пункта A6 к A3 равна:
От пункта A6 начинается построение множества оптимальных маршрутов с использованием дуг, для которых пропускная способность не ниже полученной оценки. На основании таблицы 1 имеем: t=2, где под стрелками записаны пропускные способности соответствующих дуг. Поскольку концевой элемент j2=2 совпал с концевым элементом искомого маршрута (l=2), то решение получено, при этом множество оптимальных маршрутов составил только один маршрут (12). Его пропускная способность максимальна и равна текущей оценке Таблица 2 Совмещенная матрица
Пример 2. По данным таблицы 1 найти маршрут Согласно (7) и таблице 1, начальная оценка равна:
По оценке t=1,
Из пункта A2 не существует дуг с пропускной способностью не меньшей, чем В строках
Новая оценка приводит к множеству оптимальных решений:
t=2,
Полученные решения заносятся в таблицу 2. Рассмотренные примеры и их анализ позволяют сформулировать алгоритм построения маршрутов с максимальной пропускной способностью (см. блок-схему алгоритма). Поскольку алгоритм решения достаточно прост, то ограничимся только некоторыми определенными замечаниями, которые могут оказаться полезными при разработке программы. В частности, при построении маршрутов Второе замечание касается пунктов 50 и 60, которые обеспечивают наиболее рациональный выбор каждой очередной улучшенной оценки Если в примере 2 вместо выбора оценки согласно пунктам 50 и 60 применить более простой способ выбора – по убыванию значений элементов cij в матрице c – то, начиная с
(то есть Из (13) видно, что при простом способе выбора оценки
Используя сформулированное условие оптимальности, убедимся, что полученное множество решений (13) оптимально. Для этого достаточно в матрице c ближайший по значению к
С оценкой В заключение отметим, что метод не потребует изменений в случае неполной матрицы c (j<1). Список литературы 1.Кормен Т., Лейзерсон Ч., Ривест Р. Алгоритмы: построение и анализ. - М.: МЦНМО, 2002. – 960 с. 2.Берж К. Теория графов и ее применения: М.: Изд-во ин. лит-ры, 1962. – 320 с. 3.Карманов В.Г. Математическое программирование. – М.: Наука, 1986. – 285 с |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=595&lang=&lang=en&like=1 |
Print version Full issue in PDF (1.54Mb) |
The article was published in issue no. № 2, 2004 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Программное обеспечение интеллектуально-механических мобильных роботов
- Исследование стоимостных функций каналов связи для проектирования сетей ЭВМ
- Анимация воксельной сцены
- Персональные ЭВМ в автоматизированных системах фотографической реставрации архивных документов
- Паспорт стандартного процесса
Back to the list of articles