Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: V.V. Kochnev (vvkochnev2005@mail.ru) - R&D Institute (Scientific Secretary, Main Specialist), Tver, Russia, Ph.D, () - , () - , () - | |
Ключевое слово: |
|
Page views: 13792 |
Print version Full issue in PDF (0.87Mb) |
Интегрированное электронное техническое руководство (ИЭТР) представляет собой структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, предназначенный для предоставления в интерактивном режиме справочной и описательной информации об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием. Исходя из задач, решаемых на кораблях на основе использования эксплуатационно-ремонтной документации, структуру и содержание ИЭТР можно представить в виде многоуровневой системы, состоящей из 7 модулей. Модуль 1, «Администрирование», включающий: название ИЭТР, присвоенный номер и его версию (при необходимости), уровень доступа к руководству, дату выпуска, дату последнего и всех предыдущих внесенных изменений, а также (по требованию заказчика) номер редакции руководства, организацию-разработчика, представителя заказчика. Кроме того, представляется адрес для сообщения замечаний и предложений, при необходимости указывается порядок получения дополнительных копий и формат этих копий со списком рассылки, а также перечень документов и технических руководств, на которые сделаны ссылки в данном ИЭТР; Модуль 2, «Специальная подготовка личного состава», связанный с планированием, контролем и оценкой подготовки личного состава для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с руководящими документами ВМФ РФ, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации корабельных систем и комплексов. Как правило, профессиональная подготовка должна быть нацелена на обеспечение сдачи (подтверждения) курсовых задач. В состав ИЭТР должны быть включены процедуры контроля и оценки профессиональной подготовки личного состава. При этом оценочным критерием подготовленности является четкое знание эксплуатационных инструкций, овладение в совершенстве одиночными и групповыми операторскими навыками, боевыми и специальными нормативами по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и использованию технических средств в повседневных и боевых условиях. Количественная оценка подготовки проводится по пятибалльной шкале. ИЭТР должно обеспечивать формирование информационных выборок из базы данных по теме занятий или тренингу, задаваемых пользователем. Для этого в его составе рекомендуется иметь следующие массивы данных (МД): МД «Тема» с тематикой занятий и тренинга в привязке к элементам курсовых задач; МД «Норма» с нормативными показателями оценки подготовки личного состава; МД «ТПМ» с типовым перечнем мероприятий по контролю достигнутого уровня знаний по эксплуатации систем; МД «Задача» с элементами основных курсовых задач. Модуль 3, «Эксплуатация», в ИЭТР должен быть представлен следующим составом данных: а) по корабельным системам: наименование; условное обозначение (индекс, коды ЕСКД, ЕКПС); назначение; параметры и технические характеристики, необходимые для изучения правильной эксплуатации на всех режимах работы и в различных (в том числе предельно допустимых) условиях эксплуатации; меры безопасности при обслуживании; данные по взаимосвязи с другими системами при решении кораблем типовых задач; описание операций при подготовке (проверке) к действию; содержание операций при всех возможных режимах применения и при переводе из одного режима в другой с указанием времени на выполнение операций; порядок наблюдения и контроля во время работы; особенности работы в различных климатических условиях и после длительного бездействия; б) по комплектующему оборудованию: наименование; марка; заводской номер; судовой номер; наименование документа на поставку; код ОКП и федеральный код; количество; назначение; технические характеристики; режимы работы, определяющие нормальную эксплуатацию; взаимодействие с другими составными частями; способы и средства регулирования с использованием структурных, функциональных и принципиальных схем. Модуль 4, «Контроль состояния и оценка работоспособности», должен иметь следующие данные: нормативы по освидетельствованиям, проверкам и испытаниям; схемы (маршруты) осмотров и проверок; наименование; марка; габаритные размеры, ТУ на поставку используемых контрольно-измерительных приборов, имитационно-стендового оборудования, инструмента и принадлежностей; схемы подключения; порядок и условия работы; порядок сбора и анализа данных от встроенных систем диагностики; алгоритмы сравнительной оценки параметров технического состояния; расчетные данные для прогнозирования состояния системы и ее составных частей; накопления статистических данных для планирования технического обслуживания и ремонта. Модуль 5, «Техническое обслуживание, регламентные работы и ремонт», использует при выдаче справочной и иной информации данные модулей 3 и 4 (в части идентификации систем и комплектующих изделий и их технического состояния по результатам проверки), а также дополнительные данные, к числу которых относятся: вид технического обслуживания и ремонта (ТОР), периодичность вида ТОР; перечень и содержание работ вида ТОР с указанием потребного ЗИП и контрольно-измерительных приборов; последовательность (график) процедурно-технологических операций ТОР по системе и комплектующим изделиям с учетом техники безопасности и живучести системы; порядок разборки и сборки комплектующих изделий с показом на графических моделях; порядок и система смазки с приложением химмотологических карт; продолжительность, трудоемкость и потребное количество персонала для проведения работ по виду ТОР; учет данных по расходованию ресурса и отказам комплектующих изделий, поступающих из корабельной автоматизированной информационной системы по техническому обеспечению (КАИС ТО); формирование и передача данных в КАИС ТО для годового и месячного планирования ТОР по боевой части и дивизионам, а также наряда для личного состава на выполнение конкретных работ по виду ТОР, включающего состав работ по ТОР, их трудоемкость и продолжительность, количество потребного ЗИП, наименование и количество смазки и других сред, количество личного состава. Модуль 6, «Материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта», должен получать данные из модулей 3 и 5 в части идентификации систем и комплектующих изделий, потребности в ЗИП на проведение ТОР. Дополнительно для решения собственных задач в модуле должны быть представлены данные по предметам снабжения: наименование, обозначение; документ на поставку; входимость в состав изделия; количество на изделие по видам номенклатур; взаимозаменяемость; технические характеристики; предприятие-поставщик. Данные в базе данных используются для формирования заявки на поставку ЗИП, передаваемую в КАИС ТО для последующей реализации. Модуль 7, «Характерные неисправности и методы их устранения», должен быть связан с модулями 3 и 5. Информация для поиска и устранения неисправностей должна включать данные по характерным, наиболее часто встречающимся неисправностям (дерево возможных неисправностей), их вероятным причинам и методам наиболее быстрого и простого интерактивного выявления и устранения неисправностей. Пользователю необходимо иметь возможность последовательно вводить в ИЭТР вручную (от встроенной диагностической системы) признаки (симптомы) неисправностей с получением результата на каждом шаге испытаний. Для инициирования действий пользователя должны быть организованы диалоги с вопросами-подсказками по представлению необходимых данных в нужное время. На основании вводимой информации пользователю должны представляться динамично генерируемые рекомендации по дальнейшей последовательности испытаний, в том числе (но не ограничиваясь) с использованием моделей логического вывода. При этом рекомендуемые решения должны представляться на графических моделях (чертежах, схемах) с возможностью выбора наилучших вариантов и со сводкой предыдущих действий и испытаний при поиске неисправностей. Специфика кораблей как наукоемких изделий судостроения заключается в том, что в их составе в зависимости от типа и класса может находиться до нескольких десятков корабельных систем и комплексов, включающих, в свою очередь, множество комплектующих изделий. Все это приводит к необходимости иметь на корабле значительное количество ИЭТР, в результате чего возникают определенные сложности как в их техни- ческой реализации (в средствах электронного отображения), так и в практическом использовании. Для сокращения числа ИЭТР можно рекомендовать следующий подход. Отдельные ИЭТР составляются на сложные (насыщенные оборудованием) системы. К ним относятся, например, энергетическая и электроэнергетическая системы. При разработке ИЭТР на судовые системы целесообразно объединять их в группы, близкие по функциональному назначению, то есть разрабатывать комплексные ИЭТР, например, на «Противопожарные системы», «Системы водоотлива и осушения», «Системы вентиляции, кондиционирования, очистки и регенерации воздушной среды», «Якорно-швартовные устройства» и т.п. Это приблизит руководства к расписаниям по заведываниям личного состава и, кроме того, решит проблему подготовки операторов на пультах управления. Последнее связано с тем, что на современных кораблях все чаще стало применяться управление значительным числом систем с одного пульта. На первых этапах разработки в состав ИЭТР рекомендуется включать: технические описания, инструкции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию, ведомости ЗИП применительно к сложным системам, определяющим техническую готовность корабля. На ИЭТР отдельных систем отрабатывается технология создания руководств с последующим ее распространением на другие изделия. В целом разработка руководств должна проводиться с использованием следующих принципов: · тесная интеграция конструкторских данных об изделиях с исходными данными для подготовки ИЭТР в единой информационной среде и инициирование разработки ИЭТР параллельно с разработкой конструкторско-технологической документации на корабль; · обеспечение соответствия современным стандартам по обмену данными; · обеспечение возможности сопряжения с системами диагностики и КАИС ТО; · достаточный уровень автоматизации процесса разработки на основе использования современных информационных технологий. Процесс разработки и поставки ИЭТР должен проходить через следующие этапы: - определение информационных объектов контекстного (видового) типа; - сбор и систематизация необходимых исходных данных, в том числе из внешних систем (PDM, систем поставщиков ИЭТР по комплектующим изделиям); - разработка проекта (версии) ИЭТР с помощью специального программного комплекса; - проверка корректности введенных данных в ИЭТР специалистами исполнителя и представителем заказчика; - устранение выявленных замечаний; - отработка и испытания ИЭТР на корабле с использованием штатных средств электронного отображения и при взаимодействии с КАИС ТО; - устранение замечаний, в том числе технологического характера и окончательная композиция ИЭТР; - передача ИЭТР в штатную эксплуатацию. ИЭТР является составной частью КАИС ТО и между ними должен производиться обмен информацией по следующей схеме. 1. Примерный состав передаваемых данных из ИЭТР в КАИС ТО включает: оценочные данные по специальной подготовке категорий личного состава; данные по структуре и техническим характеристикам комплектующего оборудования; данные по нормативам технического обслуживания и регламентным работам – вид, периодичность, объем, трудоемкость, потребное ресурсное обеспечение; заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и регламентных работ и др. 2. Примерный состав данных, передаваемых из КАИС ТО в ИЭТР: данные по динамике расходования ресурсов технических средств (для модуля 5); данные по отказам технических средств (для модулей 3,4); данные диагностического контроля (для модуля 4); данные из плана профессиональной подготовки (для модуля 1); данные из планов технического обслуживания и регламентных работ по боевым частям и дивизионам (для модуля 5); данные о динамике расходования одиночных комплектов ЗИП (для модуля 6). |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=658&lang=en |
Print version Full issue in PDF (0.87Mb) |
The article was published in issue no. № 1, 2003 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Эволюционная модель формирования структур виртуальных предприятий
- Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты
- Интеллектуальные хранилища данных в системах государственного управления
- Комплекс автоматизированного проектирования геотехнических сооружений "КАППА"
- Параллельная обработка в алгоритмах визуализации с трассировкой лучей
Back to the list of articles