На правах рекламы:
ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Авторитетность издания

ВАК - К1
RSCI, ядро РИНЦ

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
09 Декабря 2024

Состояние и направление развития АСУ техническим обеспечением кораблей

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2000 год.
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Кочнев В.В. (vvkochnev2005@mail.ru) - НИИ «Центрпрограммсистем» (ученый секретарь НТС, главный специалист), г. Тверь, Россия, кандидат технических наук, Митрошин С.М. () - , Пыжов О.И. () -
Ключевое слово:
Ключевое слово:
Количество просмотров: 10781
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (0.84Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Под системой управления техническим обеспечением (СТО) ВМФ понимается комплекс мероприятий, включающий задание на проектирование, изготовление, испытания и поставку вооружения, военной техники и имущества (в дальнейшем предметов снабжения) для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил ВМФ, на накопление запасов до установленных норм, их эшелонирование, размещение и сохранность, на организацию эксплуатации, ремонта и утилизации, а также на профессиональную подготовку личного состава. Существует более десятка видов технического обеспечения ВМФ – ракетно-артиллерийское, минно-торпедное, техническое обеспечение кораблей и др. Все виды направлены на комплексное обеспечение кораблей и частей ВМФ. В течение 90-х годов были выполнены работы по автоматизации одного из видов технического обеспечения ВМФ, связанного с деятельностью электромеханической службы ВМФ.

Разработанная автоматизированная система управления техническим обеспечением кораблей (АСУ ТОК) ВМФ включает в свой состав ряд базовых образцов программно-технических функциональных комплексов (ПТФК), охватывающих в соответствии со сложившейся структурой СТО ВМФ пять контуров управления – корабль, соединение кораблей, объединение кораблей, техническое управление флота, главное техническое управление ВМФ. При этом автоматизация первых трех контуров была осуществлена применительно к атомным подводным лодкам.

ПТФК представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (для подводной лодки в виде одного АРМ), объединенных локальной вычислительной сетью.

Для указанных контуров управления были разработаны ПТФК, которые успешно прошли государственные испытания.

Вместе с тем для обеспечения сбалансированных и взаимоувязанных решений в СТО ВМФ комплексному обеспечению технической готовности кораблей и частей в условиях реальной динамики выделяемого финансирования требуется проведение поэтапных работ по автоматизации и организация других видов обеспечения, то есть разработка АСУ ТО ВМФ.

Целью разработки АСУ ТО ВМФ является информационно-аналитическая поддержка решений органов управления СТО при их совместной деятельности по обеспечению, поддержанию и восстановлению технической готовности кораблей, вооружения и техники в следующих направлениях:

·         учет, анализ и прогнозирование технического состояния кораблей, вооружения и техники при различных режимах их использования;

·         планирование и контроль технического обеспечения кораблей и войсковых частей;

·         обоснование порядка использования кораблей исходя из их технического состояния;

·         учет, планирование, контроль и регулирование материально-технического обеспечения кораблей и частей по всем видам снабжения;

·         учет, планирование и контроль технического обслуживания, комплексных ремонтов и переоборудования (модернизации) кораблей, вооружения и техники (обменного фонда);

·         определение потребностей и разработка предложений (заявок) в государственный оборонный заказ по поставкам предметов снабжения и услуг для поддержания и восстановления технической готовности кораблей, вооружения и техники;

·         формирование и ведение контрактов на поставку предметов снабжения, выполнение ремонтных, доковых и регламентных работ;

·         планирование распределения поставляемых предметов снабжения для обеспечения эксплуатации и ремонта, а также накопление неприкасаемых запасов и их эшелонирование;

·         нормирование процессов эксплуатации и ремонта кораблей;

·         планирование и контроль профессиональной подготовки личного состава;

·         планирование и контроль боевых учений, боевых упражнений и тренировок;

·         формирование и ведение нормативно-технической базы данных по кораблям, частям, видам ремонта и снабжения.

В основу построения структуры АСУ ТО ВМФ целесообразно положить принципы, использованные при построении структуры АСУ ТОК ВМФ, с учетом последовательного обеспечения комплексами средств автоматизации всех контуров управления по видам ТО и функционального расширения возможностей системы.

В соответствии с этим структура АСУ ТО ВМФ должна также включать 5 контуров управления: корабль, соединение кораблей, объединение кораблей, управления флота, центральные управления с подчиненными научно-исследовательскими учреждениями ВМФ. Комплексы средств автоматизации каждой организационной структуры должны организовываться в виде принятых ПТФК.

Разработку ПТФК необходимо производить поэтапно, исходя из условий финансирования. Однако в первую очередь должны быть разработаны ПТФК, решающие задачи ракетно-артиллерийского и минно-торпедного обеспечения.

В целом АСУ ТО ВМФ должна строиться на принципах открытой корпоративной информационной системы, представлять распределенную вычислительную среду для решения задач по контурам управления и обеспечивать масштабируемость на случай подключения новых объектов автоматизации или реорганизации структуры управления.

При этом должна обеспечиваться вертикальная (от соединения до центра) и горизонтальная (внутри контура управления) интеграция автоматизируемых технологий и сквозных комплексов решаемых задач, встраиваемых в реальные процессы управления ТО ВМФ.

Учитывая, что разработка основных нормативных актов ТО ВМФ начинается с проектирования и строительства (изготовления) кораблей, вооружения и техники с последующей их реализацией на стадиях эксплуатации, ремонта и утилизации, то при разработке АСУ ТО ВМФ должно быть обеспечено ее информационное сопряжение с автоматизированной системой исследовательского проектирования, АСУ государственным оборонным заказом, с информационными системами проектантов кораблей и разработчиков систем вооружения и техники, образуя единое информационное пространство ВМФ. Такая интеграция должна обеспечиваться специальными технологиями обмена, прототипом которых являются CALS-технологии.

В основу формирования функциональной части АСУ ТО ВМФ должны быть положены модели и методы программно-целевого управления, представляющего собой совокупность функционально-алгоритмических и информационно-вычислительных средств для реализации функций и обеспечения решения задач, направленных на поддержание и восстановление технической готовности кораблей, вооружения и техники.

Все многообразие функций и задач системы предлагается объединить в ряд функциональных подсистем:

1.                               "Боевой эксплуатации и технической готовности" – подсистема "БЭГ";

2.                               "Технического обслуживания, докований, ремонтов, переоборудования и модернизации кораблей, вооружения и техники" – подсистема "ТОР";

3.                               "Материально-технического обеспечения кораблей и частей" – подсистема МТО;

4.                               "Боевой и технической готовности кораблей" – подсистема "БТГ".

Функции и задачи функциональных подсистем должны быть взаимоувязаны и распределены по уровням управления (ПТФК).

В целом разработка функциональной части АСУ ТО ВМФ должна базироваться на принципах:

·         обеспечения информационного взаимодействия территориально-распределенных по контурам управления объектов автоматизации СТО ВМФ;

·         функциональной интеграции, предполагающий взаимоувязку решаемых задач в целостные технологии как внутри контуров управления (горизонтальная интеграция), так и при межуровневом взаимодействии (вертикальная интеграция) и связанных с этим способов агрегирования показателей состояния и алгоритмов решения комплексов задач;

·         информационной интеграции с другими АСУ, предполагающей создание единого информационного пространства на основе стандартных форматов описания предметов снабжения, единых исходных данных, единства нормативной базы, унификации и стандартизации форм документов, единой системы классификации и кодирования, хранения и ведения БД коллективного пользования, протоколов обмена информацией и т.п.;

·         совместного функционирования функциональных подсистем (при необходимости их одновременной работы), а также автоматизированной и неавтоматизированной частей системы управления техническим обеспечением ВМФ;

·         интеграции управления этапами жизненных циклов кораблей, вооружения и техники (исследование, проектирование, строительство–изготовление, поставка, эксплуатация, ремонт и утилизация);

·                     использования предыдущих разработок в составе АСУ ТОК ВМФ;

·                     мониторинга (непрерывного автоматизированного сбора и обработки данных) текущего состояния СТО ВМФ;

·         информационной поддержки всего цикла управления включая сбор данных, оценку ситуации, выработку решения, формирование плана реализации решения, контроль за выполнением плана и его корректировку.

Математическое обеспечение АСУ ТО ВМФ должно представлять собой иерархическую систему логико-лингвистических и математических моделей.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=882&lang=
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (0.84Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2000 год.

Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик: