Авторитетность издания
Добавить в закладки
Следующий номер на сайте
Использование электронного портфолио применительно к профессорско-преподавательскому составу
Аннотация:В статье рассмотрены особенности и преимущества электронного портфолио профессорско-преподавательского состава, сформулированы принципы его использования. Описана структура информационной подсистемы портфо-лио профессорско-преподавательского состава и разработаны требования к ней.
Abstract:In article features, advantages and principles of an electronic portfolio of the faculty usage are considered and formulated. The structure and requirements to an information subsystem of the faculty portfolio are developed and described.
Авторы: Андреев В.В. (jcjet88@gmail.com) - Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева (аспирант), Красноярск, Россия, Герова Н.В. (n.gerova@rsu.edu.ru) - Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, кандидат педагогических наук | |
Ключевые слова: электронный портфолио, управление деятельностью, рейтинг, профессорско-преподавательский состав, качество образования, информация, аттестация |
|
Keywords: educational projects, a distributed data processing resources automated system, rating, automated management of higher education institution, quality of formation, information, certification |
|
Количество просмотров: 13319 |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (5.83Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.28Мб) |
Статья посвящена применению информаци- онных технологий в решении задач повышения качества управления профессорско-преподавательским персоналом вуза в рамках концепции «Электронный университет», основной из которых является разработка структуры информационной подсистемы электронного портфолио профессорско-преподавательского состава (ППС) и принципов ее использования. При переходе к системе уровневого образования, к новой системе оплаты труда и внедрению автоматизированных информационных систем (АИС), в том числе подсистемы балльно-рейтинговой оценки ППС вуза, возникает потребность в формировании электронного информационного многоуровневого банка данных компетенций и достижений преподавателей. Все большая коммерциализация сферы высшего профессионального образования, демографическая проблема и рост конкуренции среди коммерческих и государственных вузов делают актуальным повышение качества подготовки выпускников через оперативное управление деятельностью ППС, обеспечивающее возможность контроля за ходом образовательного процесса [1]. Основой системы оценки деятельности ППС является электронный портфолио преподавателя (далее под портфолио будем понимать его электронный вариант). Портфолио – эффективный способ оценивания профессиональных компетенций ППС, а также перспектив делового и творческого взаимодействия администрации с преподавателями вуза. Это современная образовательная технология, в ее основе лежит метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, который можно применить к ППС вуза. При этом особенно ценным в аутентичности оценивания профессорско-преподавательского корпуса является комплексность оценки. С одной стороны, компетентность оценивают административные управления вуза, такие как служба качества образования, учебно-методическое управление, управление научных исследований и т.д. С другой – используются формы анализа, оценки и проектирования профессионального роста самим преподавателем. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является организация мониторинга профессиональной деятельности научных и научно-педагогических кадров средствами информационных технологий обработки и хранения массивов данных. Примером внедрения информационных технологий в систему менеджмента качества образования является создание АИС «Электронный университет», содержащей подсистему ведения портфолио преподавателей вуза. При разработке структуры информационной подсистемы портфолио ППС необходимо учитывать: - конкретные критерии оценки деятельности преподавателя (образовательную, научную, профессиональную и общественную); - аттестационные критерии для прохождения на должность; - оценку деятельности преподавателя коллегами и потребителями услуг; - оценку качества учебно-методического сопровождения занятий; - оценку достижений студентов и выпускников; - прозрачность процесса аттестации ППС; - дифференциацию оценки преподавателей различного профиля; - возможность внесения изменений в структуру БД. Аттестация преподавателей проводится на основе портфолио, в котором содержатся коли- чественные и качественные показатели профессиональной деятельности, а также заключения экспертных комиссий. Кроме этого, портфолио позволяет определить различные уровни достижений преподавателей для дальнейшей аттестации и их рейтинг. Для каждой должности экспертными комиссиями устанавливается весовой коэффициент достижений преподавателя в зависимости от особенностей профессиональной области деятельности, например, для преподавателей факультета физической культуры и спорта учитываются спортивные звания и тренерские категории, подготовка победителей соревнований и спортсменов и т.д. Внедрение электронного портфолио в систему менеджмента качества должно происходить поэтапно и системно. На первом этапе разрабатывается начальная модель структуры портфолио ППС вуза. Затем осуществляется сбор первичной информации из уже имеющихся показателей деятельности. На следующем этапе проводятся апробация и тестирование модели. На основе результатов ее анализа администрацией и ППС вуза выполняется последующая доработка модели, а затем повторяются этапы сбора данных, апробации и тестирования. Определить заранее количество этапов невозможно. В многоуровневую структуру портфолио ППС входят личные данные (Ф.И.О., номер телефона, адрес персональной web-страницы и т.д.); профессиональные данные (вуз, факультет, кафедра, должность, ученая степень, ученое звание и т.д.); различные показатели деятельности ППС в вузе. К основным показателям профессиональной деятельности ППС в вузе относятся: - yчебно-методическая работа (разработанные учебно-методические комплексы по дисциплинам, изданные учебники, учебные и учебно-методические пособия, полученные и написанные рецензии на учебники и учебные пособия с грифом учебно-методического отдела Министерства образования и науки РФ и т.д.); - организационно-методическая работа (редактирование учебно-методических пособий, учебно-методических комплексов, монографий, сборников и журналов и др.; членство в советах вуза и т.д.); - научная работа (опубликованные монографии, статьи, полученные патенты, свидетельства на полезную модель, свидетельства о регистрации программ, руководство магистратурой, аспирантурой, докторантурой и т.д.); - сведения о повышении квалификации (защита диссертаций, краткосрочные курсы повышения квалификации, стажировки и т.д.); - воспитательная работа (работа тьютером, руководство студенческим исследовательским, профессионально-ориентированным, творческим объединением, работа экспертом или членом жюри конкурса, соревнования, олимпиады и т.д.). Ведущая роль в подготовке современного специалиста отводится ППС вуза, так как профессионализм и мастерство преподавателя обеспечивают качество подготовки студентов в системе уровневого образования. В связи с этим особую значимость приобретает проблема повышения профессионального уровня ППС. Важными задачами являются повышение эффективности и качества методической работы, самообразование, создание комфортного климата в коллективе, поддержка преподавателя как менеджера образовательного процесса, обеспечивающие совершенствование его профессиональной деятельности. Ведение портфолио ППС вуза позволяет систематизировать личностное и профессиональное развитие преподавателя и показать уровень его профессиональной компетентности на текущий момент. При разработке информационной подсистемы портфолио ППС вуза необходимо учитывать следующие требования: однократный ввод данных в систему, ограниченный доступ, возможность изменения содержания портфолио с сохранением предыдущих версий. Технология портфолио позволяет создавать и развивать корпоративную информационную среду, что, в свою очередь, способствует эффективному управлению вузом. Портфолио в системе аттестации ППС является информационным базисом для оценки профессиональной деятельности преподавателя и обладает преимуществами как для него самого, так и для администрации вуза. Основными преимуществами использования портфолио ППС в системе аттестации являются: - централизованное хранение систематизированной информации; - расширение единого научно-образовательного информационного ресурса вуза; - возможность оперативного мониторинга индивидуальных достижений; - возможность проведения аттестации и оценки квалификации; - отражение роста учебных, профессиональных и индивидуальных достижений; - рефлексия собственной деятельности (образовательной, научной, профессиональной и общественной); - формирование и совершенствование профессиональных компетенций. Таким образом, портфолио представляет собой систематизированный и специально организованный информационный банк данных, который формируется преподавателем самостоятельно и обеспечивает анализ собственной профессиональной деятельности и представление ее результатов в одной или более областях. Для преподавателя вуза портфолио является удобным инструментом накопления, хранения и управления информацией о своих профессиональных достижениях, таких как руководство научной школой, создание и руководство лабораториями и центрами, участие в конференциях (с предъявлением сертификатов и грамот), участие в целевых федеральных и региональных научных программах, выполнение грантов, повышение квалификации, научные и учебно-методические публикации и т.д. Проведение мониторинга показателей профессиональной деятельности и формирование рейтинга преподавателей с помощью технологии портфолио ППС являются основой эффективного управления вузом, включающего управление образовательным процессом, инновационной деятельностью, социальным развитием и т.д. Сформулируем принципы использования технологии портфолио применительно к ППС вуза. Принцип непрерывности – обеспечение регулярного сбора данных, фиксированные сроки анализа результатов мониторинга профессиональной деятельности ППС администрацией вуза. Принцип диагностичности – измерение и оценка профессиональной деятельности конкретного преподавателя в соответствии с имеющейся информационной моделью. Принцип проблемной ориентированности – мониторинг произвольного набора показателей с учетом особенностей профессиональной области деятельности. Принцип адаптивности – внесение изменений в структуру модели портфолио и показателей профессиональной деятельности ППС вуза. Принцип конфиденциальности – соблюдение защиты персональных данных преподавателей вуза с использованием разграничения прав доступа для обеспечения целостности, достоверности и конфиденциальности информации. Основой технологии формирования портфолио ППС вуза является компетентностный подход к профессиональной деятельности преподавателей, объединяющий личностно-ориентированный, деятельностный и технологический подходы и формирующий систему компетенций в соответствии с профессиональным профилем преподавателя. Технология портфолио реализована как информационная подсистема «Рейтинговая система профессорско-преподавательского состава университета» в АИС «Электронный университет». В 2009 г. она зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ под № 2009614422 (авторы: Андре- ев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Горде- ев А.Д., Тебенькова Т.В.). Система предназначена для ведения БД, мониторинга показателей профессиональной деятельности преподавателей вуза, кафедр, факультетов и университета в целом. Данная подсистема позволяет осуществлять просмотр и редактирование рейтинговой карты преподавателя. На главной странице расположено меню, состоящее из следующих пунктов: «Главная страница», «Отчеты» и «Редактирование». Меню «Редактирование» дает возможность осуществить ввод данных о новом преподавателе и просмотреть список зарегистрированных в системе преподавателей по следующим фильтрам: алфавитный (фамилии на определенную букву), все (отображение всех преподавателей), кафедры (отображение преподавателей выбранной кафедры). Кликом мыши по фамилии преподавателя можно открыть персональную страницу для редактирования основной информации (Ф.И.О., кафедра, логин и пароль для входа в систему). На странице также имеется ссылка, позволяющая просмотреть рейтинговую карту текущего преподавателя, представляющую собой таблицу, разделенную на группы показателей. При щелчке кнопкой мыши на какой-либо группе открывается список записей из показателей по данной категории. В системе существует возможность добавления новых записей и редактирования существующих. Форма редактирования данных – это набор обязательных и необязательных элементов ввода и выбора значений из списка для следующих показателей: подтип, название, дата проведения, результат участия, количество, комментарий. Поля, обязательные для заполнения, отмечены звездочкой. После сохранения записи ее можно отредактировать. В процессе редактирования информации существует возможность присоединить связанные документы, подтверждающие текущий показатель деятельности [2]. В заключение отметим, что использование электронного портфолио применительно к ППС вуза в рамках АИС «Электронный университет» позволит: обеспечить эффективный контроль и взаимодействие подразделений вуза, участвующих в образовательном процессе; совершенствовать контроль за деятельностью ППС; автоматизировать документооборот; создать условия для профессионального роста ППС; построить единое информационное пространство, удобное для администрации и преподавателей вуза, отражающее их профессиональную деятельность. Литература 1. Герова Н.В., Лихачев В.Е. Информационные технологии в системе качества высшего и среднего образования. Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2009. 200 с. 2. Андреев В.В., Герова Н.В. Информационные системы. Управление вузом: учеб. пособие. Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2009. 160 с. |
Постоянный адрес статьи: http://swsys.ru/index.php?id=2945&page=article |
Версия для печати Выпуск в формате PDF (5.83Мб) Скачать обложку в формате PDF (1.28Мб) |
Статья опубликована в выпуске журнала № 4 за 2011 год. [ на стр. 183 – 185 ] |
Возможно, Вас заинтересуют следующие статьи схожих тематик:
- Управление агропромышленным предприятием в условиях информационной экономики
- Некоторые технологические аспекты создания учебно-тренировочных средств подготовки командиров и специалистов Военно-морского флота
- Требования к информационной системе управления учебным процессом вуза
- Разработка прототипа информационно-технологического процесса обработки информации с учетом его стоимости
- Разработка импульсной нейронной сети с возможностью скоростного обучения для нейтрализации DDoS-атак
Назад, к списку статей