ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Публикационная активность

(сведения по итогам 2017 г.)
2-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,500
2-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,405
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех
источников: 0,817
5-летний импакт-фактор РИНЦ: 0,319
5-летний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования: 0,264
Суммарное число цитирований журнала в РИНЦ: 6012
Пятилетний индекс Херфиндаля по цитирующим журналам: 404
Индекс Херфиндаля по организациям авторов: 338
Десятилетний индекс Хирша: 17
Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год: 527
Место в рейтинге SCIENCE INDEX за 2017 год по тематике "Автоматика. Вычислительная техника": 16

Больше данных по публикационной активности нашего журнале за 2008-2017 гг. на сайте РИНЦ

Вход


Забыли пароль? / Регистрация

Добавить в закладки

Следующий номер на сайте

4
Ожидается:
16 Декабря 2018

Управление производственным потенциалом на основе интеллектуальных функциональных экономических сред

Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2009 год.[ 17.06.2009 ]
Аннотация:
Abstract:
Авторы: Разинькова О.П. (men_756@mail.ru) - Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия, кандидат экономических наук
Ключевые слова: кластерный подход, производственный потенциал, интеллектуальная функциональная экономическая среда
Keywords: , ,
Количество просмотров: 6652
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.72Мб)

Размер шрифта:       Шрифт:

Управление инновационным обновлением и использованием производственного потенциала в условиях мирового рынка вызывает необходимость поиска новых форм интеграции для повышения конкурентоспособности предприятия. Эта цель может быть реализована в интеллектуальных функциональных экономических средах (ИФЭС) [1], которые представляют собой новую форму экономического управления, осуществляемого в информационно и операционно связанном пространстве рыночных отношений.

Известно, что для разработки, внедрения (освоения производства) и эффективного финансирования инноваций стали создаваться промышленные кластеры, когда два или несколько предприятий объединяются на взаимовыгодных условиях в целях не только инновационного развития, но и повышения эффективности использования производственного потенциала и его инновационного обновления. Наряду с созданием ИФЭС кластерный подход будет способствовать переходу количественных изменений, накопившихся в экономике, в качественно новые формы организации экономического взаимодействия.

Основной задачей ИФЭС является предоставление всем ее пользователям на основе технологий электронного бизнеса и существующей нормативно-правовой базы услуг по выявлению, измерению, регистрации, накоплению, обобщению, сохранению и передаче информации. Для реализации указанных задач в ИФЭС используется широкий спектр электронных сервисов: коммуникационных, информационных, транзакционных и прикладных, обеспечивающих создание операционно, информационно и коммуникационно связанных систем, которые позволяют оптимизировать управление необходимыми для реализации совместного проекта финансовыми, материальными и иными ресурсами в режиме реального времени.

Для обеспечения информационной и операционной связности ИФЭС должны развертываться в электронных информационно-коммуникационных сетях. При этом для развертывания их операционных свойств необходимо использовать многофункциональную систему координат, состоящую из осей информационных и экономических сервисов, обеспечивая связку «экономическое воздействие (импульс)» – «информационное распространение (реализация импульса)». Такой подход позволяет реализовывать функцию управления нововведениями и экономическим потенциалом предприятий-партнеров.

Рассмотрим разработанную на государственном предприятии «Расчетно-клиринговый центр» (г. Киев, Украина) концептуальную модель ИФЭС, предназначенную для организации экономического взаимодействия субъектов хозяйствования. Модель содержит 5 уровней по вертикали и 3 по горизонтали [2].

Уровни по вертикали.

5-й уровень – оптимизация активов:

1)  управление финансовыми инструментами предприятий на основе унифицированных форматов обмена данными;

2)  создание обратных связей на основе финансовых инструментов для обеспечения устойчивости экономики;

3)  оптимизация финансовых инструментов на основе расчетно-клиринговой и транзакционной систем.

4-й уровень – оптимизация экономических трансформаций:

1)  максимизация локальной прибыли на основе динамической оптимизации корпоративных структур в рамках модели ведения бизнеса в реальном времени;

2)  оптимизация финансовых инструментов, налогообложения;

3)  оптимизация управления ресурсами, банковской и финансовой систем, процессов внедрения инноваций.

3-й уровень – анализ и прогноз:

1)  внутрикорпоративных структур: денег, товаров, труда, капитала (инвестиций);

2)  рынков: денег, товаров, труда, капиталов (инвестиций);

3)  ресурсов: финансовых, сырьевых, трудовых, производственных, инвестиционных.

2-й уровень – мониторинг:

1)  рынков: денег, товаров, труда, капитала (инвестиций);

2)  интегральных показателей и баланса отраслей и регионов;

3)  ресурсов, баланса ресурсов (продовольствие, энергоресурсы, транспорт).

1-й уровень – обеспечение операций (транзакций):

1)  удлинение производственных бизнес-циклов (вплоть до потребителя) для уменьшения рисков и затрат;

2)  клиринг и взаиморасчеты между субъектами хозяйствования;

3)  обмен обязательствами и финансовыми инструментами.

Уровни по горизонтали.

1-й уровень – управление корпоративными структурами и предприятиями – содержит решение задач под № 1, обозначенных в вертикальных уровнях;

2-й уровень – управление экономической политикой – содержит задачи под № 2, представленные в вертикальных уровнях;

3-й уровень – управление ресурсами – представлен задачами под № 3 в вертикальных уровнях.

По мнению разработчиков модели, принципиальным отличием ИФЭС является то, что такая среда позволяет решать задачи управления ресурсами, опираясь на новые методы конфигурирования вертикальных и горизонтальных экономических связей в режиме реального времени [2].

Операционное пространство модели предоставляет широкие возможности для эффективного управления использованием экономическим потенциалом и функционально подразумевает вертикальную и горизонтальную оси взаимодействия, в координатах которых осуществляется динамическая оптимизация экономических процессов и управления ресурсами. При этом вертикальная ось («вертикаль политик») представляет собой типы политики в области экономического управления и функционально несет смысловое значение в виде обеспечения предпосылок для создания экономических событий (операций, транзакций, соединений, разъединений, запуска, остановки и т.п.).

Для этого в качестве функциональных уровней вертикали используются социально ориентированные целевые функции, регламентирующие направления экономического взаимодействия субъектов ИФЭС в виде целевых программ, инфраструктурного развития, инновационного обновления производственного потенциала предприятия и других направлений его деятельности.

Вертикальную иерархию (ось политик) можно рассматривать как организационную среду, которая формируется под влиянием горизонтальной операционной плоскости, базирующейся на самоорганизационных принципах и процессах. Цель вертикальной организационной иерархии – предвидеть и обеспечивать создание новых правил или изменений в сервисных экономических приложениях в отношении структуризации горизонтальной операционной плоскости.

В процессе динамических самоорганизационных взаимодействий структуризация вертикали управления отстает и является реакцией на уже созданное событие саморазвивающейся горизонтальной операционной плоскости. На практике функционирование операционной горизонтали строится на основе использования стандартов бухгалтерского учета, что позволяет свести все многообразие бизнес-операций к единым знаменателям учета и анализа. Вертикальное же управление строится на основе работы с ресурсными показателями, отражающими сбалансированность экономического развития и обеспечения взаимодействия на различных уровнях управления.

Таким образом, ресурсные показатели органично связываются с операционной плоскостью посредством установления отрицательных обратных связей в рамках «виртуального» менеджмента. Такой набор экономических сервисов, в свою очередь, обеспечивает информационную и операционную связность социально-экономического развития в соответствии с целями субъектов ИФЭС [2].

Система возможностей операционного взаимодействия в ИФЭС базируется на умелом подборе сервисных приложений со стороны виртуального провайдера. ИФЭС основывается на системе трех координат – «информационные сервисы», «экономические сервисы» и «переменная времени». Это дает возможность  дифференцировать операционную и информационную среды – разделять сервисы по индивидуальному профилю, интегрировать – соединять их в различных комбинациях. При этом базовыми являются экономические сервисы, что позволяет отслеживать состояние вертикальной структуризации экономического потенциала операционного пространства в трех уровнях выбранной системы координат: управление корпоративными структурами, предприятиями, ресурсами, экономическая политика.

Управленческие процессы в сфере ИФЭС могут быть реализованы с использованием следующих методов: квадратичной матрицы попарных отношений, плантационной структуризации, «пар­кета Пенроуза», «сетевой паутины».

В качестве платформы для внедрения ИФЭС можно использовать информационно-маркетинго­вую систему ContentNet, которая образует операционную и технологическую среды, обеспечивающие единые стандарты, форматы и правила взаимодействия участников. На базе ContentNet могут быть представлены разнообразные электронные сервисы: информационные, коммуникационные, транзакционные, прикладные и другие, внедрена система электронного документооборота, обеспечена система обмена стандартизированной информацией, организован электронный архив документов и сообщений [3].

Функциональное меню персонального Con­tentNet-сайта [4]:

·     бизнес-профиль – содержит контактную информацию, данные о государственной регистрации, виды деятельности, банковские реквизиты и краткие сведения о предприятии;

·     корпоративная информация – включает информационные материалы маркетингового характера о предприятии;

·     каталог на продажу – содержит информацию о товарах и услугах, предлагаемых предприятием на продажу;

·     отправить документ – сервис по отправке документа (в форматах Word, Excel), содержащего бизнес-предложения для данного предприятия и координаты отправителя.

Практические выгоды системы ContentNet:

-    обеспечение информационного представления субъекта предпринимательской деятельности в Интернете с предоставлением персонального доменного имени;

-    обеспечение возможности создавать постоянные и временные экономические и бизнес-объе­динения, а также подключаться к уже созданным (реальным или виртуальным) экономическим сообществам в данной системе на основе сайтов объединений предприятий;

-    доступ к инновационным электронным бизнес-сервисам (информационным, коммуникационным, транзакционным, аналитическим);

-    обеспечение для субъектов предпринимательской деятельности прямого выхода на рынки и непосредственного проведения операций на основе различных электронных сервисов;

-    возможность проведения законченных бизнес-транзакций, в том числе операций с отложенным платежом (деривативами);

-    возможность моделирования бизнес-про­цессов и документов;

-    автоматический поиск и привлечение профильных бизнес-партнеров (с использованием ebXML-регистра/репозитария или каталога UDDI);

-    передача сообщений в семантической защищенной среде (например, изменения в каком-либо законе становятся доступными всем профильным участникам рынка);

-    создание собственных безопасных закрытых бизнес-систем и пр.

Характерно, что уровень экономической политики является суммирующим как для самой среды ИФЭС в процессе ее глобального расширения, так и для различных кластерных образований, которые пока из-за отсутствия эффективного механизма управления не дают того результата, который можно получить при использовании ИФЭС.

Литература

1. Новые технологии в телекоммуникации: Выбор технологической архитектуры. Современные тенденции развития / С.А. Довгий и [др.]. К.: Укртелеком, 2001. 281с.

2. Поленок С.П., Ратушин Ю.А. «Виртуальный» менеджмент – управление ресурсами на основе интеллектуальных функциональных экономических сред // Финансовые риски, 2004. № 2 (36). С. 90–96.

3. Ратушин Ю.А., Поленок С.П., Клевко А.В., Ткаченко С.Г. Платформа электронных видов экономического взаимодействия ContentNet // Там же. 2005. № 1. С. 104–116.

4. Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников СНГ. URL: www.c2n.info (дата обращения: 03.04.2009).

5. Бирн Дж., Бранд Р., Порш О. Виртуальная корпорация // Business Week. 1994. № 8. С. 18–23.


Постоянный адрес статьи:
http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2263
Версия для печати
Выпуск в формате PDF (4.72Мб)
Статья опубликована в выпуске журнала № 2 за 2009 год.

Назад, к списку статей

Хотите оценить статью или опубликовать комментарий к ней - зарегистрируйтесь