ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

1
Publication date:
24 December 2024

The article was published in issue no. № 2, 1991
Abstract:
Аннотация:
Author: () -
Ключевое слово:
Page views: 8499
Print version

Font size:       Font:

На стене висела репродукция с картины Николая Рериха "Беда-проповедник". Старец стоял на берегу озера, окруженного горами, и о чем-то вещал горам. Наверное, любил слушать охо. А может быть, вправду верил в свою теорию: стоит только заговорить с чем угодно, и вмиг достигнешь взаимопонимания.

Картина висела тут не случайно. Со смыслом висел тут "Беда-проповедник", репродукция с оригинала, составляющего гордость Новосибирской галереи.

Как только Ниташин пришел в институт, он сразу посмотрел на картину. Рабочий день давно кончился. Пора было начинать очередной эксперимент с программой.

Руки привычно легли на клавиатуру. Экран ожил, и Ниташину показалось, что он даже как бы подмигнул. "Хороший признак, -подумал Ниташин, - дело двигается".

У Ниташина было хобби. Научное хобби -учить компьютеры уму-разуму. Он твердо поверил в услышанную однажды на научной конференции теорию, что компьютеры только тогда поумнеют, когда научатся знания получать, как это делают дети - в процессе воспитания. Ниташина очень вдохновляли опыты с шимпанзе, которых, не жалея сил и времени, обучали языку с детства. Результаты потрясли мир. Шимпанзе "заговорили". Правда, с помощью специальной азбуки вроде языка глухонемых, но ведь заговорили!

А чем компьютер, особенно современный, хуже шимпанзе? Если его упорно учить, то мало ли чего от него можно ожидать. Просто пока еще никому не удавалось воспитать свои компьютер, как ребенка. А вот Ниташину, похоже, посчастливилось. Удалось ему найти изюминку, вложить в машину то, о чем никто пока не догадывался. У всех компьютеры, как сундуки с вещами. Что положил, то и лежит. И разговоры с ними напоминают беседы с попугаями: что им скажешь, то и повторяют. А ниташинский компьютер другой. Не ты с ним разговариваешь, а он с тобой. Ты ему только отвечаешь, а что спрашивать, он сам знает. И сейчас у компьютера такой период наступил, когда детей почемучками называют. Он готов ко всем приставать, допытываться. Все его интересует: и почему люди умирают, и как он появился в этом мире, и что такое какао. И тут самое главное, как Ниташин считал, правильно отвечать на вопросы нужно. Когда прямо, а когда и метафорически, чтобы не мыслили почемучки потом лишь по законам строгой логики -скучно и прямолинейно.

Этого принципа Ниташин придерживался неукоснительно. Старался на любой вопрос ответить так, чтобы в памяти компьютера побольше ассоциативных связей появлялось, чтобы понимал он намеки и подтексты.

На экране дисплея высветился первый вопрос: "Полезно ли человеку писать?". "Странный вопрос, -подумал Ниташин, -даже не поймешь, к чему это он". И ответил кратко: "Очень полезно". И тут же компьютер задал свой коронный вопрос: "А почему?". Ниташин не знал, что толком ответить на столь прямой вопрос, и решил пошутить. "Потому что на голове появляются умные бугорочки, чтобы мыслить", -ответил он. Описание анатомии человеческого тела компьютеру хорошо было известно, но в начале обучения устройство человека его особо не интересовало. Но ответ он долго переваривал. Наконец, как и Ниташин, решил, наверное, самым простым отделаться, спросил: "А что же мыслить?".

Ниташин задумался. И правда, что же мыслить приходится человеку, как это компьютеру объяснить? Ввел в компьютер: "О пользе жизни. Кому какая от этого польза". Ввел и расстроился. Плохо ответил. Слишком прагматично,что ли.

На экране высветилось: "А кому какая?". Компьютер жаждал уточнения. Тут Ниташин решил ответить метафорически: "Разная. Где ходят звезды - почему они ходят, а что же будет, если они перестанут ходить". И в ту же секунду компьютер (очень, наверное, заинтересовался)спросил: "Расскажите все подробнее". Тут уж Ниташин решил блеснуть и ввел в машину такой ответ: "Так. Посмотрим на воздух. Какая же в нем сила? А сила есть. Сила от него идет сквозь тело, потому человек и ходит".

Ответом своим Ниташин остался доволен. Даже человеку нелегко сообразить, как он с предыдущими ответами связан. Там звезды ходят, а тут люди. Хорошую ассоциативную связь надо для понимания соорудить.

И правда, опустел экран, задумался компьютер над последним ответом. Ниташин даже предположил, что сейчас появится на экране стандартная фраза: "Помоги мне. Не понимаю," - как это было в начале воспитания. Компьютер тогда знал и умел мало. А сейчас все труднее и труднее заставить его попросить о помощи.

Но нет. Справился компьютер и с этим ответом. Во всяком случае, нашел выход. Прицепился к глаголу "ходить" (он один звезды и Человека между собой связывал) и спросил: "А если человек не ходит?" Тут Ниташин еще посильнее ответ выдумал: "Тогда сидит. В нем все кости сидят одна на другой, пока не умрет".

Но компьютер хитрее оказался, чем Ниташин думал. Выбрал себе тактику к словам цепляться. Спросил: "А когда умрет?" Что-то разозлился Ниташин, и так ответил: "Тогда есть червяк. Червяк бывает двойной: один от мудрости, другой от глупости."

Но компьютер сел на своего конька -л юбимую стратегию цепл яния за новое слово. И задал вопрос: "Что такое мудрость?". Ниташин для ответа "домашнюю заготовку" использовал, которую готовил для раздела "Умные мысли на досуге" в стенгазете отдела: "Там, где умный глуп." А компьютер опять за свое: "А где глупость?" Недолго думая, Ниташин отстукал ответ: "Там, где глупый учен". И получил от компьютера: "Вот спасибо. Теперь я понимаю, как и что. До свидания."

"До свидания" - ото значит насытился на сегодня компьютер, не хочет больше ничего спрашивать. Занялся перевариванием услышанного, изменения в память вносит, новые связи устанавливает. Ясно, что подумать хочет без свидетелей.

Ниташин к принтеру подошел. Оторвал кусок ленты с протоколом сеанса. Поставил число, время - для будущего анализа. Положил протокол в кейс и домой пошел.

Утро наступило. Дома его не ждали. Жена читала что-то смешное. По лицу было видно. А дочка в школу собиралась. И как всегда, они сразу стали Ниташина распрашивать, как там поживает компьютер, что нового показал. Они этот компьютер уже членом своей семьи считали. Для дочки он вроде младшего братика был.

Ниташин протокол достал и прочитал его "с выражением", как дочка любила:

Полезно ли человеку писать?

Очень полезно.

А почему?

Потому что на голове появляются умные бугорки, чтобы мыслить. . А что мыслить?

О пользе жизни. Кому какая от этого польза.

А кому какая?

Разная. Где ходят звезды - почему они ходят, а что же будет, если они перестанут ходить.

Расскажите все подробно.

Так. Посмотрим на воздух. Какая же в нем сила? А сила есть. Сила от него идет сквозь тело, потому человек и ходит.

А если человек не ходит?

Тогда сидит. В нем все кости сидят одна на другой, пока не умрет.

А когда умрет?

Тогда есть червяк. Червяк бывает двойной: один от мудрости, другой от глупости.

Что такое мудрость?

Там, где умный глуп.

А где глупость?

Там, где глупый учен.

Вот спасибо. Теперь я понимаю, как и что. До свидания.

Прочитал и удивился: до чего же складный у них с компьютером разговор получился. А жена смотрит на Ниташина с недоумением и спрашивает: Ты что это прочитал?" "Как что,- говорит Ниташин, -протокол прочитал сегодняшний". А жена подходит к нему с книгой, которую читала, и говорит: "Посмотри сюда!"

Глянул Ниташин и ахнул, в книге протокол его дословно воспроизведен. На странице 451 черным по белому. Ни одной запятой не пропущено. А на обложке: Н.Заболоцкий, собрание сочинений, том первый. И год издания указан -1983, и издательство - "Художественная литература", и место издания - Москва. Верь-не верь, а все на месте.

В горле у Ниташина все пересохло, он с трудом сглотнул и понял, что случилось невероятное. Если посчитать все шансы на такое совпадение, то это такая малая величина получится, что и представить себе невозможно. Вот оно, чудо компьютерного века. А говорят, что чудес не бывает. Так-то!


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?id=1328&lang=en&page=article
Print version
The article was published in issue no. № 2, 1991

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: