Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Author: () - | |
Keywords: , , , |
|
Page views: 9921 |
Print version Full issue in PDF (8.40Mb) |
Для разработки ряда специализированных тренажерных комплексов [1] была предложена методика моделирования общекорабельных систем (ОКС). При моделировании процессов массо- и теплопереноса по предлагаемой методике возникают нежелательные эффекты. Они проявляются в виде искажений решений численного моделирования, которые происходят при использовании в таких системах емкостей малого объема. Емкости, обладающие малым объемом, в большинстве моделируемых систем применяются в качестве трубопроводов, соединяющих емкости системы между собой. Искажения приводят к увеличению времени переходных процессов, то есть ухудшается адекватность модели ОКС.
Рис. 1 Для уменьшения искажений численных решений разработан метод повышения адекватности модели ОКС. Суть его заключается в корректировке численных решений (состояния емкостей/трубопроводов), получаемых численным методом на шаге интегрирования номер k, на основании введенных ограничений [2]. Рассмотрим алгоритмическую реализацию метода повышения адекватности модели ОКС. Рис. 2 Введем обозначения: () – масса жидкости (газа) в емкости/трубопроводе номер i, вычисленная на шаге интегрирования номер k ( и – значения тех же переменных на предыдущем шаге интегрирования); – максимальная масса жидкости, которая может вместиться в емкость/трубопровод номер i (– объем емкости/трубопровода; – плотность жидкости); – давление газа в емкости/трубопроводе номер i на шаге интегрирования номер k (). На рисунке 1 графически представлены ограничения массы жидкости и газа в емкости номер i на шаге интегрирования номер k при решении системы дифференциальных уравнений численным методом Эйлера [3]. На рисунке 2 представлены ограничения жидкости и газа в трубопроводе номер i. Область допустимых значений массы жидкости и газа в емкости на шаге интегрирования номер k заштрихована. Если численные значения выходят за область допустимых значений, то в качестве решения берутся такие , которые лежат на пересечении отрезка с границей заштрихованной области допустимых значений. В качестве допустимых значений массы жидкости и газа в трубопроводе берется точка на отрезке, ближайшая к линии среднего давления . Когда отрезок пересекается с линией среднего давления, в качестве решения берется точка их пересечения. Корректировка состояния некоторой емкости/трубопровода номер i влечет за собой корректировки соседних с ней емкостей/трубопроводов с номерами и т.д. Поэтому предлагается корректировать состояние системы на шаге интегрирования номер k рекурсивно. Идея алгоритма заключается в рекурсивном уточнении коэффициентов корректировки, определяющих скорректированные значения массы жидкости и газа на шаге интегрирования номер k с учетом взаимосвязей емкостей/трубопроводов системы. Скорректированные значения определяются через коэффициенты корректировки следующим образом: (1) , где – коэффициенты корректировки; () – расход жидкости (газа) между емкостями/трубопроводами с номерами i и j; – множество индексов емкостей/трубопроводов, соседних с емкостью/трубопроводом номер i, из которых вещество поступает в эту емкость/трубопровод; – множество индексов емкостей/трубопроводов, соседних с емкостью/трубопроводом номер i, в которые вещество поступает из этой емкости/трубопровода. Рис. 3 Пусть – новые скорректированные значения массы жидкости и газа в емкости/трубопроводе номер i, получаемые на основании ограничений, представленных на рисунках 1 и 2. Исходя из (1), получим формулы для пересчета коэффициентов корректировки, удовлетворяющих новым скорректированным значениям: , (2) , (3) , (4) . (5) Рассмотрим рекурсивный алгоритм корректировки состояния системы на шаге интегрирования номер k. Блок-схема алгоритма корректировки изображена на рисунке 3. Для емкостей системы корректировка осуществляется только при нарушении граничных условий в отличие от трубопроводов, состояние которых корректируется на каждом шаге интегрирования в силу специфики предлагаемых для трубопроводов ограничений [2]. После завершения работы алгоритма корректировки состояния системы на k-м шаге осуществляется массоперенос вещества между емкостями и трубопроводами. Затем численным методом рассчитываются новые состояния емкостей/трубопроводов, которые корректируются предлагаемым рекурсивным алгоритмом, и т.д. В результате использования предлагаемого рекурсивного алгоритма корректировки состояния системы на каждом шаге интегрирования при численном моделировании ОКС в составе компьютерного тренажера повышена адекватность модели ОКС. Литература 1. Шукшунов В.Е., Циблиев В.В., Потоцкий С.И. и др. Тренажерные комплексы и тренажеры. Технологии разработки и опыт эксплуатации. – М.: Машиностроение, 2005. – 384 с. 2. Григорьев И.А. Метод повышения адекватности модели общекорабельных систем для тренажеров. // Программные продукты и системы. – 2008. – № 4. – С. 128–129. 3. Форсайт Дж., Малькольм М., Моулер К. Машинные методы математических вычислений. – М.: Мир, 1980. – 279 с. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=1728&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (8.40Mb) |
The article was published in issue no. № 4, 2008 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: