Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: Razinkova O.P. (men_756@mail.ru) - Tver State Technical University (Associate Professor), Tver, Russia, Ph.D | |
Keywords: , , |
|
Page views: 9418 |
Print version Full issue in PDF (4.72Mb) |
Управление инновационным обновлением и использованием производственного потенциала в условиях мирового рынка вызывает необходимость поиска новых форм интеграции для повышения конкурентоспособности предприятия. Эта цель может быть реализована в интеллектуальных функциональных экономических средах (ИФЭС) [1], которые представляют собой новую форму экономического управления, осуществляемого в информационно и операционно связанном пространстве рыночных отношений. Известно, что для разработки, внедрения (освоения производства) и эффективного финансирования инноваций стали создаваться промышленные кластеры, когда два или несколько предприятий объединяются на взаимовыгодных условиях в целях не только инновационного развития, но и повышения эффективности использования производственного потенциала и его инновационного обновления. Наряду с созданием ИФЭС кластерный подход будет способствовать переходу количественных изменений, накопившихся в экономике, в качественно новые формы организации экономического взаимодействия. Основной задачей ИФЭС является предоставление всем ее пользователям на основе технологий электронного бизнеса и существующей нормативно-правовой базы услуг по выявлению, измерению, регистрации, накоплению, обобщению, сохранению и передаче информации. Для реализации указанных задач в ИФЭС используется широкий спектр электронных сервисов: коммуникационных, информационных, транзакционных и прикладных, обеспечивающих создание операционно, информационно и коммуникационно связанных систем, которые позволяют оптимизировать управление необходимыми для реализации совместного проекта финансовыми, материальными и иными ресурсами в режиме реального времени. Для обеспечения информационной и операционной связности ИФЭС должны развертываться в электронных информационно-коммуникационных сетях. При этом для развертывания их операционных свойств необходимо использовать многофункциональную систему координат, состоящую из осей информационных и экономических сервисов, обеспечивая связку «экономическое воздействие (импульс)» – «информационное распространение (реализация импульса)». Такой подход позволяет реализовывать функцию управления нововведениями и экономическим потенциалом предприятий-партнеров. Рассмотрим разработанную на государственном предприятии «Расчетно-клиринговый центр» (г. Киев, Украина) концептуальную модель ИФЭС, предназначенную для организации экономического взаимодействия субъектов хозяйствования. Модель содержит 5 уровней по вертикали и 3 по горизонтали [2]. Уровни по вертикали. 5-й уровень – оптимизация активов: 1) управление финансовыми инструментами предприятий на основе унифицированных форматов обмена данными; 2) создание обратных связей на основе финансовых инструментов для обеспечения устойчивости экономики; 3) оптимизация финансовых инструментов на основе расчетно-клиринговой и транзакционной систем. 4-й уровень – оптимизация экономических трансформаций: 1) максимизация локальной прибыли на основе динамической оптимизации корпоративных структур в рамках модели ведения бизнеса в реальном времени; 2) оптимизация финансовых инструментов, налогообложения; 3) оптимизация управления ресурсами, банковской и финансовой систем, процессов внедрения инноваций. 3-й уровень – анализ и прогноз: 1) внутрикорпоративных структур: денег, товаров, труда, капитала (инвестиций); 2) рынков: денег, товаров, труда, капиталов (инвестиций); 3) ресурсов: финансовых, сырьевых, трудовых, производственных, инвестиционных. 2-й уровень – мониторинг: 1) рынков: денег, товаров, труда, капитала (инвестиций); 2) интегральных показателей и баланса отраслей и регионов; 3) ресурсов, баланса ресурсов (продовольствие, энергоресурсы, транспорт). 1-й уровень – обеспечение операций (транзакций): 1) удлинение производственных бизнес-циклов (вплоть до потребителя) для уменьшения рисков и затрат; 2) клиринг и взаиморасчеты между субъектами хозяйствования; 3) обмен обязательствами и финансовыми инструментами. Уровни по горизонтали. 1-й уровень – управление корпоративными структурами и предприятиями – содержит решение задач под № 1, обозначенных в вертикальных уровнях; 2-й уровень – управление экономической политикой – содержит задачи под № 2, представленные в вертикальных уровнях; 3-й уровень – управление ресурсами – представлен задачами под № 3 в вертикальных уровнях. По мнению разработчиков модели, принципиальным отличием ИФЭС является то, что такая среда позволяет решать задачи управления ресурсами, опираясь на новые методы конфигурирования вертикальных и горизонтальных экономических связей в режиме реального времени [2]. Операционное пространство модели предоставляет широкие возможности для эффективного управления использованием экономическим потенциалом и функционально подразумевает вертикальную и горизонтальную оси взаимодействия, в координатах которых осуществляется динамическая оптимизация экономических процессов и управления ресурсами. При этом вертикальная ось («вертикаль политик») представляет собой типы политики в области экономического управления и функционально несет смысловое значение в виде обеспечения предпосылок для создания экономических событий (операций, транзакций, соединений, разъединений, запуска, остановки и т.п.). Для этого в качестве функциональных уровней вертикали используются социально ориентированные целевые функции, регламентирующие направления экономического взаимодействия субъектов ИФЭС в виде целевых программ, инфраструктурного развития, инновационного обновления производственного потенциала предприятия и других направлений его деятельности. Вертикальную иерархию (ось политик) можно рассматривать как организационную среду, которая формируется под влиянием горизонтальной операционной плоскости, базирующейся на самоорганизационных принципах и процессах. Цель вертикальной организационной иерархии – предвидеть и обеспечивать создание новых правил или изменений в сервисных экономических приложениях в отношении структуризации горизонтальной операционной плоскости. В процессе динамических самоорганизационных взаимодействий структуризация вертикали управления отстает и является реакцией на уже созданное событие саморазвивающейся горизонтальной операционной плоскости. На практике функционирование операционной горизонтали строится на основе использования стандартов бухгалтерского учета, что позволяет свести все многообразие бизнес-операций к единым знаменателям учета и анализа. Вертикальное же управление строится на основе работы с ресурсными показателями, отражающими сбалансированность экономического развития и обеспечения взаимодействия на различных уровнях управления. Таким образом, ресурсные показатели органично связываются с операционной плоскостью посредством установления отрицательных обратных связей в рамках «виртуального» менеджмента. Такой набор экономических сервисов, в свою очередь, обеспечивает информационную и операционную связность социально-экономического развития в соответствии с целями субъектов ИФЭС [2]. Система возможностей операционного взаимодействия в ИФЭС базируется на умелом подборе сервисных приложений со стороны виртуального провайдера. ИФЭС основывается на системе трех координат – «информационные сервисы», «экономические сервисы» и «переменная времени». Это дает возможность дифференцировать операционную и информационную среды – разделять сервисы по индивидуальному профилю, интегрировать – соединять их в различных комбинациях. При этом базовыми являются экономические сервисы, что позволяет отслеживать состояние вертикальной структуризации экономического потенциала операционного пространства в трех уровнях выбранной системы координат: управление корпоративными структурами, предприятиями, ресурсами, экономическая политика. Управленческие процессы в сфере ИФЭС могут быть реализованы с использованием следующих методов: квадратичной матрицы попарных отношений, плантационной структуризации, «паркета Пенроуза», «сетевой паутины». В качестве платформы для внедрения ИФЭС можно использовать информационно-маркетинговую систему ContentNet, которая образует операционную и технологическую среды, обеспечивающие единые стандарты, форматы и правила взаимодействия участников. На базе ContentNet могут быть представлены разнообразные электронные сервисы: информационные, коммуникационные, транзакционные, прикладные и другие, внедрена система электронного документооборота, обеспечена система обмена стандартизированной информацией, организован электронный архив документов и сообщений [3]. Функциональное меню персонального ContentNet-сайта [4]: · бизнес-профиль – содержит контактную информацию, данные о государственной регистрации, виды деятельности, банковские реквизиты и краткие сведения о предприятии; · корпоративная информация – включает информационные материалы маркетингового характера о предприятии; · каталог на продажу – содержит информацию о товарах и услугах, предлагаемых предприятием на продажу; · отправить документ – сервис по отправке документа (в форматах Word, Excel), содержащего бизнес-предложения для данного предприятия и координаты отправителя. Практические выгоды системы ContentNet: - обеспечение информационного представления субъекта предпринимательской деятельности в Интернете с предоставлением персонального доменного имени; - обеспечение возможности создавать постоянные и временные экономические и бизнес-объединения, а также подключаться к уже созданным (реальным или виртуальным) экономическим сообществам в данной системе на основе сайтов объединений предприятий; - доступ к инновационным электронным бизнес-сервисам (информационным, коммуникационным, транзакционным, аналитическим); - обеспечение для субъектов предпринимательской деятельности прямого выхода на рынки и непосредственного проведения операций на основе различных электронных сервисов; - возможность проведения законченных бизнес-транзакций, в том числе операций с отложенным платежом (деривативами); - возможность моделирования бизнес-процессов и документов; - автоматический поиск и привлечение профильных бизнес-партнеров (с использованием ebXML-регистра/репозитария или каталога UDDI); - передача сообщений в семантической защищенной среде (например, изменения в каком-либо законе становятся доступными всем профильным участникам рынка); - создание собственных безопасных закрытых бизнес-систем и пр. Характерно, что уровень экономической политики является суммирующим как для самой среды ИФЭС в процессе ее глобального расширения, так и для различных кластерных образований, которые пока из-за отсутствия эффективного механизма управления не дают того результата, который можно получить при использовании ИФЭС. Литература 1. Новые технологии в телекоммуникации: Выбор технологической архитектуры. Современные тенденции развития / С.А. Довгий и [др.]. К.: Укртелеком, 2001. 281с. 2. Поленок С.П., Ратушин Ю.А. «Виртуальный» менеджмент – управление ресурсами на основе интеллектуальных функциональных экономических сред // Финансовые риски, 2004. № 2 (36). С. 90–96. 3. Ратушин Ю.А., Поленок С.П., Клевко А.В., Ткаченко С.Г. Платформа электронных видов экономического взаимодействия ContentNet // Там же. 2005. № 1. С. 104–116. 4. Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников СНГ. URL: www.c2n.info (дата обращения: 03.04.2009). 5. Бирн Дж., Бранд Р., Порш О. Виртуальная корпорация // Business Week. 1994. № 8. С. 18–23. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=2263&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (4.72Mb) |
The article was published in issue no. № 2, 2009 |
Back to the list of articles