Journal influence
Bookmark
Next issue
Management of educational process
The article was published in issue no. № 1, 2010Abstract:In clause the model of management of educational process at the resource centre is considered.
Аннотация:В статье рассмотрена модель управления образовательным процессом в ресурсном центре.
Authors: (wkz@rambler.ru) - , Ph.D, (wkz@rambler.ru) - , Ph.D, (wkz@rambler.ru) - , Ph.D | |
Keywords: making a model (scheme), educatioal process, control management |
|
Page views: 15847 |
Print version Full issue in PDF (4.03Mb) Download the cover in PDF (1.25Мб) |
Концепция образовательной реформы основными задачами ресурсного центра предполагает формирование, организацию и мониторинг образовательного процесса начального профессионального образования на территории округа; проведение и поддержку государственной политики на территории округа в области законодательства, перспектив развития, стратегии обучения и т.п.; мониторинг и поддержку в соответствии с государственной политикой лицеев, осуществляющих обучение на территории округа, а также методическое обеспечение образовательного процесса, сертификацию, лицензирование и др. [1]. Рассмотрим модели управления образовательным процессом. Пусть состояние учебного процесса в образовательном центре характеризуется функцией Х(x1, x2,…,xn), где x1, x2,…xn – частные показатели учебного процесса. Его состояние в некоторый i-й момент можно обозначить X(ti). Управление учебным процессом заключается в выработке неких управляющих директив u(ti®ti+1), которые переводят состояние системы X(ti), соответствующее моменту ti, в состояние X(ti+1) для момента ti+1. При этом на систему воздействуют внешние помехи с момента ti до момента ti+1. Образовательный центр является иерархической организацией, его структура состоит из уровней управления, на каждом из которых, кроме высшего, может быть несколько органов или отделов. Тогда для некоторого l-го органа управления на уровне k можно формально записать выражение вектора Ф – выбора модели стратегии управления, обеспечивающей оптимальное функционирование системы в виде , (1) где – состояние системы для органа в момент ti; – состояние системы для органа в момент ti+1, которое обычно задается вышестоящим органом управления; – внешние помехи с момента ti до момента ti+1; – управляющие директивы органа ; Opt – процедура векторной оптимизации. Результатом такой оптимизации будет некоторый заданный план функционирования органа управления, который может быть представлен в виде следующей функции: , (2) где – знак операции, означающей объединение, согласование и агрегирование планов органа ; – множество показателей (в том числе нормативные требования вышестоящего органа управления) плана. Внешняя среда в виде воздействия вызывает отклонения от данного плана, и поэтому состояние системы вместо требуемого X(ti+1) приводится к виду . Чтобы привести его в требуемое состояние, необходимы корректирующие воздействия: , (3) где F – формальный оператор, переводящий реальное состояние системы в требуемое Х. Степень отклонения определяется мониторингом. Его результаты позволяют выделить так называемый шум, то есть отличия реальной системы от идеальной. Тогда формальное описание процесса управления можно представить в виде (4) m=1,…,M; , где – состояние системы, полученное в результате мониторинга; – частные показатели учебного процесса (данные мониторинга); F1 – оператор (алгоритм), формирующий представление об объекте управления с помощью средств мониторинга; – суммирующие воздействия, представляющие собой выбор стратегии F2 по всем управляющим директивам всех органов ; F2 – оператор (алгоритм), определяющий выбор модели стратегии организационного управления для компенсации помех w(t); – стимулирование управляющих директив для достижения требуемого состояния системы; Opt – оператор реализации векторной процедуры оптимизации по критерию качества Z, который характеризует степень подготовки ученика. Предложены алгоритмы F1 и F2, обеспечивающие оптимальный учебный процесс. Алгоритм F1 заключается в организации мониторинга за состоянием учебного процесса. Для этого вначале разрабатываются тестовые задания, представляющие собой срезовые контрольные работы, контрольные работы соответствующих разделов, самостоятельные работы, опросы в ходе лабораторных и практических работ и т.п. Цель разработки – выделение основных элементов необходимых знаний учебного материала и основных навыков практической работы. Для этого определяются требования к задачам, которые войдут в банк тестовых заданий, и оптимальные варианты, обеспечивающие достоверный контроль большого количества студентов по различным разделам. Оценка знаний каждого ученика осуществляется по 10-балльной шкале, формируемой вместе с заданием. Затем составляется план проведения тестовых заданий. Обработка результатов проводится методами математической статистики. В интервалы 0=t1, …, ts=T определяются математическое ожидание [2], Mx[X(tk)]≈x(tk)= =/n, и дисперсия, Dx[X(tk)]≈(tk)= =/(n-1) (где (tk) – среднеквадратичное отклонение). Для определения степени статистической связи единичного случайного процесса в различные моменты tk и tl служит корреляционная функция, оценка которой имеет вид За оценку нормированной корреляционной функции принимается . Таким образом, получаются временные ряды: , , , , , которые описывают зависимость соответствующих числовых характеристик от времени tÎ[0, T]. Тогда математическое ожидание Mx(t) показывает общее направление изменения процесса усвоения знаний в целом. Дисперсия Dx(t) и среднее квадратичное отклонение σx(t) характеризуют течение учебного процесса по изменению разброса значений результатов относительно среднего Mx(t) во времени. По значениям rx(t) и rxy(t) можно проследить, как изменяется во времени сила связи между сечениями для одной случайной функции X(t) и любых двух X(t) и Y(t). Заметим, что в последнем случае интерес могут представлять функции rx(t) и rxy(t) для всевозможных пар значений k и l (k≠l). На основе полученных значений проводится статистический анализ влияния на показатели учебного процесса различных факторов: содержание обучения, распределение времени по обучаемым дисциплинам, установление последовательности и взаимосвязи их изучения, определение сложности и объема изучаемой информации, времени использования технического оборудования, мотивация обучения по отношению к степени востребованности на рынке труда, роли педагогов в изучении данных дисциплин. Такой анализ проводится стандартными методами регрессионного и дисперсионного анализа. Полученные результаты позволяют сформировать управляющие воздействия на учебный процесс F2, который базируется на мнении экспертов. Основными мероприятиями являются: - оптимизация выбора профессии с точки зрения ее востребованности на рынке труда, постоянное повышение квалификации учеников, отслеживание их трудоустройства и организация переподготовки, сотрудничество с центром занятости и другими организациями; - модернизация материально-технической базы, поставка нового оборудования, инструментов, станков, компьютеров, ПО, использование кредита Международного банка реконструкции и развития в рамках пилотных проектов; - изменение содержания обучения, распределения времени по обучаемым дисциплинам, последовательности и взаимосвязи их изучения; - изменение графика заседания предметно-цикловой комиссии, где принимаются коррективы учебных планов, организации и распорядка ведения учебного процесса; - повышение квалификации педагогов и их постоянное сотрудничество и взаимодействие, в частности, мастера производственного обучения и преподавателя спецтехнологии, организация совместных зачетов по разделам; - распространение передового опыта учителей, изучение новых педагогических технологий и их использование на уроках, в частности, бинарные уроки, создание презентаций, видеофильмов по предметной области (сварке, устройству автомобилей), развивающее и проблемное обучение, коллективные способы обучения и т.д. Важную роль играют премирование лучших педагогов по итогам мониторинга, а также изменение содержания и плана проведения мониторинговых мероприятий. Литература 1. Анциферова В.И., Сербулов Ю.С., Зольников В.К. Методы управления образовательным процессом // Моделирова- ние систем и информационные технологии: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2006. Вып. 3. Ч. 2. 2. Математическая статистика: учеб. для вузов / В.Б. Горяинов [и др.]. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 424 с. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=2457&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (4.03Mb) Download the cover in PDF (1.25Мб) |
The article was published in issue no. № 1, 2010 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Основные задачи автоматизации управления образовательным процессом
- Унифицированное описание функционирования информационных радиоэлектронных систем для оценки программного обеспечения учебно-тренировочных средств
- Система управления бизнес-процессами и административными регламентами
- Проблемы управления конфигурациями в процессе разработки программного обеспечения встроенных систем
- Имитационно-тренажерные и обучающие распределенные системы
Back to the list of articles