Для отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением недвижимым имуществом, характерны большие объемы информации из-за значительного числа объектов и субъектов таких отношений. БД кадастра недвижимости содержат данные более чем о 47 млн. земельных участков и 70 млн. объектов капитального строительства и об их частях; почти полмиллиона различного рода заявлений ежедневно поступают в органы Росреестра.
Эффективно управлять таким огромным объемом информации возможно с помощью автоматизированных систем (АС), позволяющих быстро и качественно получать актуальную информацию об объектах недвижимости.
В последние годы развитие автоматизированных систем государственного учета объектов недвижимости в РФ вывело на качественно новый уровень не только учет объектов недвижимости, но и регистрацию прав на них, а также предоставление услуг потребителям информационных продуктов.
АС Государственного земельного кадастра
Идея создания АС Государственного земельного кадастра (АС ГЗК) рассматривалась на правительственном уровне еще в августе 1992 г., разработка системы началась только в 1996 г. с принятием федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра».
ГЗК – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом статусе земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов [1].
В современном понимании свод сведений – это, как правило, совокупность документов, представленных в традиционном бумажном виде и/или в электронных БД. Такое понимание кадастра в информатике практически совпадает с опреде- лением банка данных, а систематизированность свода сведений определяется организацией формирования и хранения информации, то есть ГЗК является многоцелевым, многоуровневым банком данных, содержащим необходимые и достоверные сведения и документы о природном, хозяйственном, экономическом и правовом режимах использования земель в РФ, в том числе юридически значимые сведения и документы об объектах кадастрового учета [1].
Функционирование АС ГЗК базируется на следующих основных аспектах:
· АС ГЗК – это не только программные, но и технические средства, а также квалифицированный персонал;
· система предназначена для работы с ГЗК, но при этом содержит формируемые в банк данных сведения смежных с ним сфер деятельности;
· объект автоматизации АС ГЗК – совокупность процессов формирования и ведения ГЗК;
· информация, хранящаяся в АС ГЗК, – это источник информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством РФ;
· пользователями информации АС ГЗК являются:
- органы государственной власти разных ступеней иерархии;
- правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателем лица;
- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет некоторых видов недвижимого имущества и территориальных зон в необходимом объеме;
- налоговые органы в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;
- суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с данным земельным участком;
- иные лица.
В обобщенном понимании АС ГЗК – это система, состоящая из программных, технических средств и квалифицированного персонала, реализующая автоматизированную технологию формирования и ведения ГЗК. Структура типового ПО для программно-технических комплексов АС ГЗК приведена на рисунке.
Для создания АС ГЗК отводилось 5 лет, были запланированы немалые объемы финансирования, привлекались квалифицированные специалисты, причем для развертывания и организации эксплуатации системы созданы 10 региональных сервисных центров Федерального кадастрового центра «Земля», в составе которых образовались постоянно действующие специализированные учебные центры. Подготовку и переподготовку прошли более 15 тысяч специалистов.
Полученные в процессе реализации программных мероприятий результаты показывают, что достигнута главная цель ФЦП – развернуты информационно-техническая и организационная инфраструктуры АС ГЗК, накоплен необходимый объем информации и разработан ряд качественно новых программных продуктов.
АИС Государственного кадастра недвижимости
В 2001 г. Правительством РФ поставлена задача создания АС ведения ГЗК как единой системы государственного учета недвижимости, то есть учета не только земельных участков, но и объектов недвижимости, расположенных на них. С этого момента начался переход от ГЗК к Государственному кадастру недвижимости (ГКН). Совмещение БД земельных участков и иных объектов недвижимости в автоматизированную информационную систему (АИС) ГКН не только соответствует общим представлениям о недвижимости, но и подкрепляется законодательно.
Основные преимущества перехода на автоматизированный учет объектов недвижимости и создания ГКН:
- увеличение доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей в результате разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью на федеральном и территориальном уровнях;
- постоянное обновление в АС сведений о количестве и качестве различных категорий земель позволяет создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки дает возможность конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель;
- активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость;
- обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
Неоспоримым является тот факт, что создание АС учета объектов недвижимости является объективной необходимостью, и в данном случае речь идет не только о создании новых программных продуктов, но и о совершенствовании нормативно-правовой базы, о создании единого банка данных – ГКН, а также механизмов, позволяющих управлять недвижимостью и регулировать земельные и имущественные отношения.
Создание Единой информационной системы недвижимости РФ
По мере накопления информации в АИС ГКН, а также развития нормативно-правовой базы автоматизация кадастра недвижимости выходит на качественно новый уровень. Так, в декабре 2008 г. ФКЦ «Земля» (с участием специалистов «Дата+», «Ай-Теко» и Высшей школы экономики (г. Москва)) разработана концепция создания Единой информационной системы недвижимости РФ (ЕИСН РФ) на базе систем ведения кадастра недвижимости, регистрации прав и картографи- ческой системы. Данная концепция явилась результатом анализа существующих средств авто- матизации Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии в рамках работы «Норматив- но-правовое и организационное обеспечение предоставления в электронном виде государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав» по ФЦП «Электронная Россия (2002– 2010 гг.)» [2].
ЕИСН РФ базируется на программных и технических продуктах предыдущих АС с перспективой расширения их функциональных возможностей, которые ориентированы на качественное изменение процесса предоставления услуг пользователям таких систем.
Из самого названия ЕИСН РФ следует, что главной задачей при ее создании является интеграция АИС трех различных ведомств с соблюдением следующих условий:
- создание нормативно-правового обеспечения для новой службы взамен разрозненного регламентирования деятельности трех ведомств;
- интеграция информационных ресурсов (исключение дублирования информации) и создание эффективной учетно-регистрационной технологии;
- обеспечение полноты и доступности государственных информационных ресурсов;
- расширение сферы оказания услуг в электронном виде.
Решение поставленных проблем позволит достичь главной цели – создания единой системы ведения кадастра недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество, выраженной в едином учетно-регистрационном процессе, и формирования пространственных данных.
2010 г. стал годом качественного преобразования организации предоставления учетно-регистрационных услуг, когда их получение становится действительно комфортным для заявителей, а изменения и нововведения в области развития ГКН происходят практически каждый месяц. В основном они касаются предоставления учетно-регистрационных услуг в электронном виде, а также реорганизации Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. У Росреестра большие планы по повышению качества предоставления государ- ственных услуг, при поддержке регионов предпринимается максимум усилий для того, чтобы создаваемая система работала без сбоев, имеется достаточный кадровый потенциал для реализации новых идей. При этом удобство и доступность учетно-регистрационных услуг для заявителей – основной критерий оценки результата работ по созданию и развитию ЕИСН РФ.
Литература
1. Кислов В.С. [и др.]. Концепция создания и функционирования автоматизированной системы ведения Государ- ственного земельного кадастра Российской Федерации (основные положения) // Земельный вестник России. 2000. № 2. С. 6–19.
2. Богатырев О.Г., Куляница А.Л. Концептуальные положения создания Единой информационной системы недвижимости Российской Федерации // Кадастровый вестник. 2009. № 2. С. 9–24.