Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: A.V. Masloboev (masloboev@iimm.ru) - Institute for Informatics and Mathematical Modeling of the Federal Research Center "Kola Scince Center Russian Academy of Sciences" (Associate Professor, Leading Researcher), Apatity, Russia, Ph.D, (shishaev@iimm.kolasc.net.ru) - , Ph.D | |
Page views: 13679 |
Print version Full issue in PDF (2.00Mb) |
Информационная поддержка инноваций является актуальной задачей. Принимая во внимание большое количество вовлеченных в инновационные процессы участников и их территориальную распределенность, особенно важным представляется такой аспект информационной поддержки, как автоматизированный поиск потенциальных бизнес-партнеров для реализации инновационных проектов. В настоящее время создано множество информационных ресурсов поддержки инноваций. При этом большинство из них реализовано в виде специализированных веб-ресурсов, чаще всего – информационных порталов, в общем случае не связанных между собой. Для повышения эффективности информационной поддержки инноваций представляется актуальным решение задачи гибкого и прозрачного для конечного пользователя совместного использования информации об инновационных предложениях, хранящейся на разрозненных порталах информационной поддержки инноваций. В данной работе представлена мультиагентная система информационной поддержки инновационной деятельности, обеспечивающая совместное использование информационных баз инновационных порталов в процессе автоматизированного формирования потенциально эффективных бизнес-структур, направленных на реализацию инновационных проектов. Общая архитектура системы приведена на рисунке. Логика работы системы и ее функциональная структура описаны с помощью концептуальной модели (КМ) агентно-ориентированной виртуальной бизнес-среды (ВБС), представляющей собой формализованное описание объектов системы, их связей и атрибутов в виде теоретико-множественных отношений. Формализация представления КМ обеспечивает возможность формирования в терминах КМ вычислительных моделей критериев оценки потенциальных инновационных структур, формулировки оптимизационных задач выбора эффективных вариантов реализации инновационных проектов, унифицированного описания алгоритмов функционирования агентов. КМ ВБС включает в себя следующие множества элементов: объекты (субъекты инновационной деятельности) – S; агенты субъектов – A; бизнес-процессы – P; ресурсы инноваций – R; бизнес-идеи (инновационные предложения) – BI; бизнес-планы (инвестиционные предложения) – BPL; бизнес- (инновационные) структуры – BS (множества взаимосвязанных объектов, задействованных в реализации конкретного бизнес-плана). Инно- вационные предложения, фигурирующие в системе, разделены на два класса – генерализованные бизнес-идеи и детализированные бизнес-идеи. Такое деление обеспечивает возможность формирования в ВБС виртуальных бизнес-площадок, объединяющих субъектов инноваций, вероятность взаимодействия между которыми высока. Это, в свою очередь, ведет к повышению эффективности взаимодействия между агентами и снижению нагрузки на сеть. Объекты КМ ВБС, представляющие субъектов инноваций, образуют иерархию, что позволяет учитывать при формировании инновационных структур организационную подчиненность субъектов инновационной деятельности. Схема КМ ВБС имеет вид: . На множествах объектов модели заданы отношения, определяющие структуру ВБС: отношение соответствия агента реализуемой бизнес-идее, отношение участия субъекта инноваций в бизнес-процессе, отношение принадлежности субъекта инновационной структуре, отношение принадлежности бизнес-идеи субъекту инноваций, отношение принадлежности бизнес-плана субъекту инноваций, отношение принадлежности генерального бизнес-плана инновационной структуре, отношение участия инновационной структуры в бизнес-процессе, отношение иерархии объектов. Агенты представляют в ВБС интересы участников бизнес-процессов и характеризуются множеством инновационных предложений, которые они представляют в ВБС, множеством базовых организационных структур, соответствующих конкретным функциям (ролям) агентов, и внутренней структурой, описывающей функциональное устройство агента. Бизнес-структуры представляют собой группы (коалиции) агентов, объединяемые общей целью или целями для реализации соответствующих бизнес-идей. Для бизнес-структуры задаются множество входящих в нее агентов, множество генеральных идей, объединяющих объекты в бизнес-структуры, и множество бизнес-планов, на основании которых реализуются бизнес-идеи. Бизнес-идеи описываются множествами ключевых и второстепенных параметров и используются при автоматическом формировании коалиций агентов. Это делается для того, чтобы сократить информационный обмен между агентами, интересы которых существенно разнятся, и, напротив, упростить и активизировать интеракции между агентами внутри группы. В число параметров входят как жестко типизированные, описываемые в терминах общесистемного тезауруса, так и параметры, описываемые на естественном языке. Формирование коалиций производится на основании семантического сопоставления соответствующих параметров бизнес-идей. Бизнес-план представляет собой набор количественных параметров, детализирующих инновационное предложение: временные рамки реализации, планируемый объем производства, объем требуемых инвестиций, прогнозируемый срок окупаемости и другие. Компоненты системы образуют логически единую виртуальную бизнес-среду. Каждый программный агент представляет в виртуальной среде некоторое бизнес-предложение, зарегистрированное на одном из порталов. Основная задача агента – подыскать для своего владельца потенциальных партнеров по реализации инновационного или инвестиционного предложения – решается путем переговоров между агентами, формированием возможных инновационных структур и выбора из их числа наиболее эффективных. Для уменьшения объемов данных, передаваемых по сети в ходе коммуницирования агентов, в системе используются два вида агентов – мобильные агенты, способные перемещаться между узлами для реализации локального поиска в пределах того или иного портала, и статичные агенты, представляющие интересы своего владельца на стороне портала, в котором зарегистрировано соответствующее бизнес-предложение. Статичные агенты не проявляют инициативу в поиске бизнес-партнеров и обеспечивают коммуникации с другими статичными или мобильными агентами. Система реализует такие основные функции, как: - поиск потенциальных бизнес-партнеров по значениям атрибутов, зарегистрированных на инновационных порталах объектов и предложений; - формирование инновационных структур в ходе межагентных коммуникаций в рамках виртуальной бизнес-среды; - трансляция запросов на поиск объектов, сформулированных в общесистемных терминах, в локальные термины портала, являющегося текущим объектом поиска; - расчет количественных параметров сформированных вариантов инновационных структур и автоматизированный выбор из их числа потенциально наиболее эффективных; - настройка параметров инновационных предложений и соответствующих им программных агентов в ходе диалога с пользователем. Систему образуют следующие основные функциональные модули. · Агентное представительство, загружаемое на стороне серверной платформы инновационного портала. Данное представительство, в свою очередь, состоит из частей, реализующих локальное и гостевое представительства. Первое выполняет функции порождения агентов и обеспечивает выполнение программного кода статичных локальных агентов, а второе обеспечивает среду выполнения для агентов-гостей, переместившихся с других узлов системы. · Перемещаемый программный код, реализующий мобильных агентов. Реализация мобильных агентов в виде перемещаемого кода позволяет обеспечить функциональную гибкость системы – произвольно изменять реализации алгоритмов расчета параметров инновационных структур и логики поведения агента при условии сохранения интерфейса вызовов. Мобильные агенты разработаны с помощью языка сценариев Java Language. · Сервер онтологий предметной области, обеспечивающий единую терминологическую базу для общесистемных и локальных запросов на поиск объектов и инновационных предложений. · Транслятор запросов, обеспечивающий формирование поисковых запросов к локальным информационным базам портала на основе поступившего запроса в общесистемных терминах. В ходе трансляции используются онтологии предметных областей, хранящиеся на выделенном сервере онтологий. · Программные компоненты, реализующие внутреннюю логику функционирования агентов и протоколы межагентных коммуникаций. Представленная система позволяет повысить эффективность информационной поддержки инновационных процессов за счет возможности гибкого совместного использования разнородных территориально распределенных информационных ресурсов инноваций и автоматизации рутинных операций по поиску подходящих бизнес-партнеров по реализации инновационных проектов и оценке перспективности потенциальных инновационных структур. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=291&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (2.00Mb) |
The article was published in issue no. № 4, 2007 |
Back to the list of articles