ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

4
Publication date:
09 December 2024

Forecasting in conditions of innovative diversification

The article was published in issue no. № 1, 2013 [ pp. 70-72 ]
Abstract:In article are considered questions of forecasting the development of industrial enterprises in the conditions of technological and product innovations. Describes features of application of different methods of forecasting in innovation diversification of the industrial enterprises. Author's model of the analytical system of planning of material and technical supply, the situations are considered innovation, the application of methods of forecasting in conditions of innovative change. Considered two main directions of innovative activity of industrial enterprise: application of new technologies in the production process (process innovation); innovations associated with the product (product innovation). The possible strategic decisions in situations, connected with: application-enhancing technologies for the modification of an existing product; adaptation of the product under conditions of functioning of the new market; application of new technologies, allowing to carry out deep modification of the product; the use of new technologies that offer the formed market a new product that represents the interest to consumers; the conclusion of the new market of the new product. It was shown the relationship and interdependence of innovative changes of technologies, products and organization of the sale. Presented the main directions of changes in the functional strategies for the supply of the projected innovative changes. The main parameters of the material-technical supply system, susceptible to change in connection with the innovation of business diversification and, therefore, to be monitored by the specialists for procurement. To the necessity of systematization in the application of various techniques to predict the innovation diversification of the industrial enterprises.
Аннотация:Рассматриваются вопросы прогнозирования развития промышленного предприятия в условиях технологических и продуктовых инноваций. Описываются возможности применения различных методов прогнозирования при инно-вационной диверсификации промышленных предприятий. Представлена авторская модель аналитической системы планирования материально-технического снабжения, рассмотрены ситуации инновационных преобразований, обос-новывается применение методов прогнозирования в условиях инновационных изменений. Рассмотрены два основных направления инновационной деятельности промышленного предприятия: применение новых технологий при производстве продукции (технологические инновации); инновации, связанные с продуктом (продуктовые инновации). Предложены возможные стратегические решения при возникновении ситуаций, связанных с применением улучшающих технологий для модификации существующего продукта; адаптацией продукта под условия функцио-нирования нового рынка; применением новых технологий, направленных на глубокую модификацию продукта; применением новых технологий, позволяющих предложить на сформировавшийся рынок новый продукт, представ-ляющий интерес для потребителей; выводом на новый рынок нового продукта. Отмечены взаимосвязь и взаимоза- висимость инновационных изменений технологий, продукции и организации сбыта. Представлены основные на-правления изменения функциональных стратегий снабжения при прогнозируемых инновационных изменениях. Оп-ределены основные параметры системы материально-технического снабжения, подверженные изменениям в связи с проведением инновационной диверсификации бизнеса и, следовательно, подлежащие мониторингу со стороны спе-циалистов по закупкам. Отмечена необходимость систематизации в применении различных методов прогнозирования при инновационной диверсификации промышленных предприятий.
Authors: (stergen82@mail.ru) - , Russia, (ledokol4@mail.ru) - , Russia
Keywords: forecasting methods, product innovation, technological innovation, innovate diversification, analytic system
Page views: 7078
Print version
Full issue in PDF (5.29Mb)
Download the cover in PDF (1.21Мб)

Font size:       Font:

Фундаментальной основой прогнозирования инновационных изменений служат теория предвидения Кондратьева [1] и теория инноваций Шумпетера [2]. Предвидение инновационного развития строится на основе учета взаимодействия закономерностей статики (определяющей пропорции в функционировании систем, в том числе экономических), цикличной динамики (сочетание сред- несрочных, долгосрочных – Кондратьевских и сверхдолгосрочных, цивилизационных циклов и возникающих на их стыках кризисов) и социогенетики (закономерностей наследственности изменчивости и отбора в динамике технологических социально-экономических систем) [3].

Наиболее значимыми являются методы прогнозирования, ориентированные на оценку перспектив экономического, социального развития и научно-технического прогресса (НТП). Совре- менное предприятие не всегда располагает достаточным количеством данных для формирования прогнозов развития, а в некоторых случаях (например, при выводе на рынок нового продукта) статистика продаж и изменений спроса вовсе отсутствует, поэтому необходимо использовать экспертные и опережающие методы прогнозирования. В настоящей статье описываются возможности применения различных методов прогнозирования при инновационной диверсификации промышленного предприятия, которая предпо- лагает значительные изменения в работе его функциональных подразделений. В частности, в модели аналитической системы планирования материально-технического снабжения (рис. 1) прогнозирование является основной и определяющей подсистемой.

В соответствии с выделяемыми в теории менеджмента подфункциями планирования основными структурными элементами системы являются подсистемы прогнозирования, моделирования и программирования [4, 5 и др.]. Каждая из подсистем содержит несколько модулей (блоков), обеспечивающих их функционирование. Модули, в свою очередь, включают в себя элементы, позволяющие реализовать учетную и аналитическую функции рассматриваемой системы, а методология – перечень и описание методов, применяемых для реализации основных функций системы.

Подпись:  
Рис. 2. Информационно-логическая схема 
функционирования подсистемы прогнозирования
Рассмотрим два основных направления инновационной деятельности промышленного предприятия: технологические инновации, связанные с применением новых технологий, и продуктовые, связанные с продуктом производства. Особое внимание необходимо обратить на ситуации, связанные с изменением применяемых технологий, выпускаемых продуктов и рынков сбыта. Рассмотрим ситуации (рис. 2), возникающие при принятии управленческих решений в условиях перехода к инновационной диверсификации бизнеса.

Ситуация 1. Применение улучшающих технологий для модификации существующего продукта. Цель: получение конкурентного преимущества за счет товарной дифференциации на освоенном рынке, возможность выхода на другие сегменты рынка. Улучшающие технологии должны в этом случае решить проблемы качества модифицированного продукта и количества его производства. Условия реализации данной стратегии зависят от изменения спроса на существующий продукт, поэтому оценка перспективности модифицированного продукта будет опираться прежде всего на фактографические методы прогнозирования на основе анализа конъюнктуры рынка, истории продаж и анализа результатов проведенных полевых маркетинговых исследований. При принятии решения о товарной дифференциации необходимо учитывать возможные ограничения при реализации этой стратегии, к ним можно отнести сложившиеся потребительские предпочтения, квалификацию персонала, финансовые ресурсы для проведения технологических и организационных изменений и существующие системы сбыта и материально-технического снабжения. В частности, система материально-технического снабжения требует изменений, связанных с качеством и количеством закупаемых материальных ресурсов, что приведет к изменению системы управления запасами и политики закупок.

Ситуация 2. Адаптация продукта под условия функционирования нового рынка – стратегия концентрической связанной диверсификации. Цель: расширение потенциального рынка и снижение рисков, связанных с рыночными колебаниями на освоенном рынке. Улучшающие технологии позволяют провести глубокую модификацию существующего продукта, приспособив его к использованию в смежных отраслях. Оценка перспективности модифицированного продукта на новом рынке будет связана с комплексным (стратегическим) анализом нового отраслевого рынка и анализом перспективных технологических изменений в отрасли. Следовательно, с целью оценки перспективности проводимой товарной модификации необходимо применять экспертные и опережающие методы прогнозирования. При принятии решения о переходе к концентрической диверсификации необходимо учитывать ряд ограничений: доступность и полноту информации о новом рынке, финансовые возможности и возможность изменения систем сбыта и материально-техничес­кого снабжения. Изменения стратегии снабжения, как и в первой ситуации, касаются прежде всего политики закупок и системы управления запасами.

Ситуация 3. Новые технологии позволяют провести глубокую модификацию продукта. Цель: получение долгосрочного конкурентного преимущества на растущем либо инвестиционно привлекательном стабильном рынке. Новые технологии позволяют радикально решить проблемы качества продукта и сроков его службы. Наиболее часто технологические разработки заимствуются в смежных отраслях. Как и в первой ситуации, принятие решения о модификации продукта будет зависеть от реакции рынка и, следовательно, опираться на фактографические методы прогнозирования. Однако, учитывая существенные технологические изменения в производстве продукта, необходим глубокий анализ технологических инноваций в смежных отраслях. К ограничениям при реализации данной стратегии можно отнести реакцию рынка, активность существующих конкурентов на рынке, систему снабжения, квалификацию персонала и финансовые ресурсы. В рассмотренной ситуации необходимы изменения в стратегии снабжения, которые будут касаться объемов, номенклатуры и качества закупаемых ресурсов.

Ситуация 4. Новые технологии позволяют предложить на сформировавшийся рынок новый продукт, представляющий интерес для потребителей (горизонтальная диверсификация). Цель: упрочить позиции на стабильном инвестиционно привлекательном рынке за счет разнообразия товарного предложения. С точки зрения конкуренции такой подход связан с товарной дифференциацией. Учитывая необходимость перехода к технологическим инновациям, в оценке возможности реализации стратегии горизонтальной диверсификации будут преобладать экспертные и опережающие методы прогнозирования. Функциональная стратегия материально-технического снабжения в данной ситуации подлежит полному пересмотру в связи с изменением номенклатуры, объемов закупок и качества закупаемых ресурсов.

Ситуация 5. Чистая диверсификация – вывод на новый рынок нового продукта. Цель: обновление делового портфеля компании для снижения риска от деятельности на стабильных и стагнирующих рынках. В данной ситуации для оценки перспективности реализации стратегии должны применяться экспертные и опережающие методы прогнозирования. Выход за пределы своей отраслевой производственной цепочки увеличивает риски и затраты на реализацию стратегии, фактически происходит изменение всех функциональных стратегий компании.

Таким образом, следует отметить явную взаимосвязь и взаимозависимость инновационных изменений технологий, продукции и организации сбыта. В настоящей статье рассмотрены только вероятные изменения в стратегиях снабжения предприятия. Другие функциональные стратегии также подлежат пересмотру в каждой из описанных ситуаций. Сложность оценки перспектив развития предприятия при инновационной диверсификации требует систематизации в применении различных методов прогнозирования.

Литература

1.     Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

2.     Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры); [пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1982.

3.     Методология долгосрочного инновационного прогнозирования. URL: http://forecasting.newparadigm.ru/innov.htm (дата обращения: 25.12.2012).

4.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента; [пер. с англ.]. М.: Дело, 1992.

5.     Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1999.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?id=3384&lang=en&page=article
Print version
Full issue in PDF (5.29Mb)
Download the cover in PDF (1.21Мб)
The article was published in issue no. № 1, 2013 [ pp. 70-72 ]

Back to the list of articles