ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

4
Publication date:
09 December 2024

Complex simulator for firing operators training

The article was published in issue no. № 2, 2013 [ pp. 81-85 ]
Abstract:The article presents the questions of practical using of a complex training simulator for a coastal striking force commander and division commanders, who manage striking force tactical employment and firing of divisions. Assignments, structure of the complex simulator, methods of using this simulator for practical training of firing operators are considered. The complex simulator is an educational and training innovative technical training aid that allows reaching handling compe-tence. This includes control skill of missile-firing exercise of the divisions and abilities to operate striking force tactical em-ployment, additionally providing calculation abilities development in weapon fighting operation using device models of mis-sile systems command system. The author suggests the definition «method of using» complex simulator with the explanation of configuration options of the simulator at various using methods. The content of simulator using methods is revealed. The algorithm of complex simu-lator operation parameters calculation is described: numbers of trainings for development of a demanded professional stand-ard and time of simulator loading in educational process.
Аннотация:Статья посвящена практическому использованию комплексного тренажера для обучения и подготовки командира береговой ударной группы и командиров дивизионов – управляющих боевым применением ударной группы и стрельбой дивизионов. Рассматриваются назначение, состав комплексного тренажера, методы использования тренажера для практической подготовки управляющих боевым применением и стрельбой. Комплексный тренажер как учебно-тренировочное инновационное техническое средство обучения позволяет достичь уровней практической подготовки – навыка управления ракетной стрельбой дивизионов и умения управлять боевым применением ударной группы, дополнительно обеспечивая выработку умений расчетов в боевой эксплуатации оружия с применением моделей приборов системы управления ракетных комплексов. Предложено определение «метод использования» комплексного тренажера с пояснением вариантов конфигурации тренажера при различных методах его использования. Раскрывается содержание методов использования тренажера. Описывается алгоритм расчета параметров работы комплексного тренажера: числа тренировок для выработки требуемого уровня профессиональной подготовки и времени загруженности тренажера в образовательном процессе.
Authors: (vniki60@mail.ru) - , Russia, Ph.D
Keywords: au-tomated working station of a trainee, au-tomated working station of a trainee, method of using, skill, missile system, managing division firing commander, training, complex simulator
Page views: 10046
Print version
Full issue in PDF (7.68Mb)
Download the cover in PDF (1.35Мб)

Font size:       Font:

Управляющий ракетной стрельбой – командир стреляющего дивизиона, реализующий функцию управления от команды «к бою» до команды о прекращении стрельбы или израсходования назначенного на стрельбу боекомплекта ракет. Командир дивизиона, как правило, управляет стрельбой со своего командного пункта (КП). В особых случаях он может управлять стрельбой с одной из пусковых установок (СПУ). Командир дивизиона как управляющий стрельбой должен иметь навык в управлении: правильно уяснить поставленную задачу, всесторонне и верно оценить обстановку, точно и своевременно произвести необходимые расчеты; выработать правильный замысел, принять обоснованное и однозначное решение; уверенно, четко и кратко поставить задачи подчиненным в форме устного приказа или команды, лично проконтролировать их исполнение. Навык обеспечит безошибочное и своевременное управление ракетной стрельбой дивизионов.

Навык вырабатывается в результате определенного числа повторений, то есть тренировок. В отличие от вооружения и военной техники ракетного дивизиона комплексный тренажер обеспечивает выработку навыка без расхода моторесурса техники, без угрозы для человеческой жизни, без риска материального ущерба, безопасно для окружающей среды, ограниченным числом операторов, скрытно для противника. Тренажер интенсифицирует подготовку за счет оперативных скачков времени, тем самым увеличивая число тренировок и, соответственно, сокращая срок достижения требуемого уровня практической подготовки.

Комплексный тренажер представляет собой техническое средство интеллектуальной [1] практической подготовки управляющего стрельбой и включает в себя средство отображения информации коллективного пользования (СОИКП), пост руководства обучением (ПРО) – сервер тренажера с программой вычислительного моделирующего комплекса (ВМК), АРМ обучающихся (АРМО) командиров дивизионов и береговой ударной группы – командных пунктов (КД-КП и КБУГ-КП), АРМО командиров батарей (стартовых, управления), операторов боевых постов ракетных комплексов – начальников расчетов (НР) станции наведения (СН), пусковых установок (АРМО Ксбатр, АРМО Ктубатр, АРМО НР (СН, СПУ) соответственно). Комплексный тренажер состоит из трех автономных тренажеров для подготовки командиров, управляющих боевым применением береговой ударной группы дивизионов (КБУГ), ракетной стрельбой дивизиона с ракетным комплексом-1 (КД РК-1), ракетной стрельбой дивизиона с ракетным комплексом-2 (КД РК-2).

Назначение комплексного тренажера:

–      предтренажерная подготовка обучающихся;

–      индивидуальная подготовка операторов боевых постов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов;

–      групповая подготовка боевых расчетов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов;

–      комплексная подготовка командира береговой ударной группы, боевых расчетов и управляющих ракетной стрельбой дивизионов.

Виды подготовки определяют методы использования тренажера. Методы использования КТ – это организованное преподавателем взаимодействие аппаратных и программных средств тренажера для обеспечения практической подготовки управляющих стрельбой. Аппаратные средства тренажера представлены ПЭВМ, принтерами, СОИКП, объединенными посредством локальной вычислительной сети в единое компьютерное техническое средство. Программные средства тренажера представлены общим и специальным программным обеспечением, моделирующим обстановку на учебных информационных моделях (УИМ) АРМО.

Методами использования тренажера в соответствии с организованным преподавателем взаимодействием аппаратной и программной частей тренажера для обеспечения практической подготовки управляющих стрельбой дивизионов являются предтренажерный, индивидуальный, групповой, комплексный.

Возможны варианты конфигурации комплексного тренажера в соответствии с применяемыми методами его использования: А – модель 1-го ракетного комплекса (КТ РК-1); Б – модель 2-го ракетного комплекса (КТ РК-2); В – модель БУГ (КТ БУГ); Г – модель боевого поста из состава ракетного комплекса; Д – модель прибора (технического средства); Е – программы командного пункта.

Варианты конфигурации комплексного тренажера для подготовки управляющих ракетной стрельбой дивизионов представлены в таблице.

АРМ

Вариант конфигурации

А

Б

В

Г

Д

Е

ПРО

+

+

+

+

+

+

КБУГ – КП

   

+

   

+

КД – КП РК-1

+

 

+

 

Индикатор РЛС

+

КД – КП РК-2

 

+

+

   

+

Ктубатр (НР) КТ РК-1

+

 

+

И/или

И/или

 

НР КТ РК-1

+

 

+

И/или

И/или

 

Ксбатр (НР) РК-1

+

 

+

     

Ксбатр (НР) РК-2

 

+

+

     

НР ракетных комплексов

+

+

+

И/или

И/или

 

Назначение предтренажерного метода использования:

–      практическое изучение аппаратной части тренажера;

–      усвоение задач ПРО;

–      изучение руководств операторов АРМО;

–      формирование простых умений операторской деятельности на АРМО.

Предтренажерный метод использования позволит для тренажерной подготовки последовательно конфигурировать тренажер в вариантах Е, Д, Г, А и (или) Б.

Назначение индивидуального метода использования:

–      индивидуальная подготовка обучающихся-операторов АРМО – командиров и начальников расчетов батарей стартовой и управления РК-1 и РК-2 (применяется при подготовке на этапах управления ракетами);

–      индивидуальная подготовка обучающихся-операторов АРМО – командиров БУГ и дивизионов на моделях командных пунктов;

–      индивидуальная подготовка обучающегося-оператора комплексного тренажера с использованием АРМ ПРО или при последовательном перемещении оператора по АРМО тренажера;

–      совершенствование уровня подготовки операторской деятельности у обучающихся на АРМО во время самостоятельной подготовки.

Назначение группового метода использования – выработка умений операторской деятельности у обучающихся на АРМО в составе боевых расчетов дивизионов и навыков управления ракетной стрельбой у командиров дивизионов.

Конфигурация комплексного тренажера при групповом методе использования может быть представлена вариантами А или (и) Б.

\тренировок для выработки навыка в управлении ракетной стрельбой дивизионов соответствующими командирами и время работы (загруженность) тренажера при этих условиях. Для решения указанной задачи потребуются терминология и математические модели инженерной психологии [2, 3]. Для определения необходимого числа тренировок используется известная аналитическая зависимость для построения кривой обучения:

qn=q(1–qC)n–1,                                                        (1)

где qn – вероятность ошибочной деятельности оператора при n-м цикле (тренировке) обучения; q – начальный уровень обученности (0,397 как начальное значение подготовленности обучающегося на тренажере [4]); n – число тренировок; C – параметр обучения (коэффициент, зависящий от специфики деятельности и условий обучения) [3].

Целесообразно принять, что время одной тренировки с использованием тренажера равно 40 минутам астрономического времени. Если определены число тренировок и время подготовки одного обучающегося, то произведение значений числа тренировок, времени подготовки и численности группы обучающихся – это и есть время загруженности тренажера в образовательном процессе:

Тзагр=n´mобуч´Тподг.i,                                                (2)

где Тподг.i – время подготовки i-го обучающегося; mобуч – число обучающихся; n – число 40-минут­ных тренировок i-го обучающегося.

В формуле (1) содержится параметр C, формулируемый как параметр обучения [2]. Для его расчета использован метод идентификации понятий, который позволит с составлением алгоритми- ческого описания операторской деятельности обучающихся рассчитать относительный вес значи- мого признака деятельности обучающихся на комплексном тренажере, по сути являющийся параметром обучения С. Расчет параметра обучения проводится с использованием формулы

                                                (3)

где wЗ – вес значимого признака; Siwi – сумма весов всех остальных признаков для данного режима работы комплексного тренажера [4].

Преобразованием выражения (1) к виду

                                                  (4)

определяется число тренировок n с использованием комплексного тренажера для достижения заданной вероятности безошибочной деятельности управляющего стрельбой.

По формуле (2) рассчитывается время загруженности комплексного тренажера. Анализ полученных данных позволит разрабатывать учебные планы и программы практической подготовки на комплексном тренажере, определять логическую последовательность практической подготовки и рассчитывать время загруженности тренажера.

В заключение необходимо отметить важную с точки зрения тактики ВМФ характеристику комплексного тренажера – моделирование проведенных (планируемых) дивизионами практических ракетных стрельб на полигонах флота с анализом (прогнозом) действий управляющих ракетной стрельбой и моделирование ракетных стрельб в исследовательских целях.

Литература

1.    Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов Военно-морского флота. Тверь, НИИ «Центрпрограммсистем», 2004. 204 с.

2.    Основы инженерной психологии: Учебник; [под ред. Б.Ф. Ломова]. М.: Высш. школа, 1986. 447 с.

3.    Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек–техника. М.: Машиностроение, 1983. 262 с.

4.    Булавчик В.Г. Обучение специалистов ВМФ на тренажерных средствах. Л.: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1982.

5.    Кулиш И.Н. Учебная информационная модель тренажера по управлению стрельбой // Программные продукты и системы. 2011. № 1.

References

1.  Altunin V.K., Struchkov A.M.,  Proektirovanie kompyuter-nykh sistem obucheniya i intellektualnoy trenazhernoy podgotovki spetsialistov Voenno-morskogo flota  [Development of educational computer systems and intelligent simulator training of Navy ex-perts], Tver, R&D Inst. «Centrprogrammsystem», 2004.

2.  Lomov B.F.,  Osnovy inzhenernoy psikhologii: ucheb. [Foundations of engineering psychology: textbook], Moscow, Vyssh. shkola, 1986, 447 p.

3.  Shibanov G.P.,  Kolichestvennaya otsenka deyatelnosti cheloveka v sistemakh chelovek–tekhnika  [Quantitative estimation of human activity in the «human-engineering» systems], Moscow, Mashinostroenie, 1983, 262 p.

4.  Bulavchik V.G.,  Obuchenie spetsialistov VMF na trenazhernykh sredstvakh   [Navy experts training on simulators], Leningrad, 1982.

5.  Kulish I.N.,  Programmnye produkty i sistemy  [Software and Systems], Tver, 2011, no. 1.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?id=3467&lang=en&page=article
Print version
Full issue in PDF (7.68Mb)
Download the cover in PDF (1.35Мб)
The article was published in issue no. № 2, 2013 [ pp. 81-85 ]

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: