Неотъемлемой функцией высшей школы является научно-исследовательская работа, в которой задействованы и студенты, и преподаватели соответствующих кафедр. Сегодня, с появлением технологий Web 2.0, коллективное взаимодействие переходит на другой уровень и информатизация процессов научно-исследовательской деятельности открывает в этом направлении новые возможности и перспективы.
Объединение студентов в научные группы происходит в рамках матричной структуры [1, 2] образовательной деятельности в вузе. Суть этой структуры в том, что каждый обучаемый входит не только в свою студенческую группу, в которой он изучает учебные дисциплины, но и в какую-либо бригаду исследовательской группы, занятой решением конкретной профессиональной проблемы. Деятельность научной группы и оценка ее результативности замыкаются на сквозном курсе «Технология научных исследований» [3], оценку по которому получает каждый член научной группы в зависимости от его вклада в общий успех.
Организация функционирования матричной структуры невозможна без специальной автоматизированной информационной системы (АИС). Данная АИС разработана для автоматизации рабочего процесса в научной группе. Информационная система является интернет-доступной и адаптирована под следующий список ролей, входящих в исследовательскую группу: координатор научных групп, руководитель научной группы, член научной группы.
На основе ролей построен уровень предоставления доступа к ресурсам подсистемы. На рисунке 1 показана иерархическая ролевая модель информационной системы.
Координатор научных групп – пользователь подсистемы, обладающий повышенными правами, его функции заключаются в мониторинге деятельности всех научных групп в семестре. Координатор назначается в начале каждого семестра, и им может быть преподаватель или аспирант кафедры.
Руководитель научных групп – пользователь подсистемы, управляющий процессом научной деятельности в отдельной группе. Им могут быть магистры первого или второго года обучения, аспиранты, преподаватели. Член научной группы – пользователь подсистемы, входящий в одну из научных групп. Это могут быть студенты и магистры первого или второго года обучения.
Основным звеном иерархии в исследовательской деятельности являются студенты, обладающие правами члена научной группы. На протяжении обучения каждый семестр студент является руководимым (подшефным) или руководит одним из студентов младших курсов (шеф). Именно из таких звеньев формируется научная группа на семестр. В то же время подшефный может и не входить в научную группу, имея на семестр тематику работы, не связанную с работой группы.
Информационная система использует в своем арсенале наиболее эффективные инструменты социальных сетей, такие как профиль группы, ее «стена», почтовые уведомления, объявления и др. Это позволяет построить внутри научного коллектива централизованное интернет-общение. Особенностью данной системы является возможность проведения онлайн-семинаров. Этот функционал позволяет собрать на онлайн-встречу всех участников научной группы и участников других групп для обсуждения конкретных задач научного исследования. Общение на семинаре работает в режиме чата, вся информация сохраняется. Онлайн-семинары не ограничивают участников в использовании при их проведении других телекоммуникационных технологий. Руководитель семинара определяет тему, обсуждаемые вопросы, длительность, назначает дату и время начала семинара. Семинару назначается состояние «будет». По окончании семинара руководитель пишет резолюцию, отмечает участников, присутствующих на семинаре, и устанавливает окончательный статус встречи. Онлайн-семинары могут быть в следующих состояниях:
– будет (устанавливается автоматически информационной системой при создании семинара);
– проходит сейчас (устанавливается автоматически информационной системой при начале семинара);
– завершился (устанавливается автоматически информационной системой по окончании работы семинара, если по тем или иным причинам на семинаре не было активности);
– прошел успешно (устанавливается руководителем по окончании семинара);
– прошел неуспешно (устанавливается руководителем по окончании семинара);
– отменен (устанавливается руководителем по окончании семинара).
После написания резолюции и установки окончательного состояния семинара информация о нем рассылается в виде почтового уведомления каждому участнику группы.
При открытии приложения каждый пользователь попадает в так называемый холл, где представлены списки всех групп на семестр. На данной странице можно посмотреть информацию о названии группы, тематике ее работы, руководителе, активности группы в виде количественных оценок посещаемости и социальных активностей, таких как объявления, сообщения и семинары, оставленные на стене внутри научной группы. Руководитель каждую неделю или чаще может создавать объявления, которые транслируются на главную страницу холла. В системе предусмотрены счетчики посещаемости разделов. Список счетчиков постоянно дополняется. Данный функционал предназначен для руководителей и координатора научных групп, с его помощью они могут отслеживать активность внутри группы и в системе в целом. На данный момент реализованы следующие счетчики:
– посещение холла научных групп;
– посещение научной группы, в которой состоит студент;
– количество оставленных сообщений, объявлений и семинаров на стене группы;
– количество нарушений.
Студент, состоящий в своей научной группе, хотя бы раз в 2 дня должен перейти в холл или в свою научную группу, при невыполнении данного требования ему начисляются нарушения. Руководитель научной группы может посмотреть информацию о нарушениях в разделе «Отчеты».
В системе предусмотрены почтовые уведом- ления при добавлении сообщений, объявлений и семинаров на стену. Уведомления участникам группы приходят также при редактировании руководителем плана научной группы на семестр. В системе предусмотрена страница настроек почтовых уведомлений. Для расширения возможностей системы планируется реализовать функционал sms-уведомлений.
Верхним звеном информационной системы является координатор научных групп. Для данной роли в системе предусмотрен онлайн-кабинет, из которого он может наблюдать за ходом выполнения работ в научных группах и получать информацию об активности в группе (семинары, объявления, сообщения на стене группы и др.). В начале семестра в системе необходимо выполнить назначение координатора научных групп. Это может выполнить только администратор системы. После этого координатор научных групп в начале семестра должен составить список контрольных точек и заблаговременно внести их в систему. После формирования научных групп их руководители должны составить план работ на семестр, опираясь на который, координатор будет оценивать промежуточную (в виде контрольных точек) и конечную (оценка по 15 критериям [3]) результативность научных групп. На странице управления группами для координатора научных групп представлен следующий функционал:
– планы научных групп (страница, на которой представлена актуальная информация о ходе выполнения работ в научной группе по ранее описанному плану);
– управление контрольными точками на семестр (страница редактирования набора контрольных точек на семестр);
– оценка контрольных точек на семестр (страница, где координатор научных групп выставляет оценки по контрольным точкам каждой группе).
Как описывалось ранее, в рамках матричной структуры студент входит не только в научную группу, но и в привычную всем студенческую группу, где он на протяжении всего обучения вовлечен в сквозной курс «Технология научных исследований». Оценка по данной дисциплине складывается из оценки его индивидуальной работы и общей оценки работы его научной группы, ум- ноженной на коэффициент его участия. Коэффициент участия каждого участника группы устанавливают руководители групп после оценки контрольных точек координатором. Таким образом, каждый член научной группы, плодотворно работая над индивидуальной научной работой, вносит вклад в результаты научной группы. Отлично работая в научной группе, он может рассчитывать на отличную оценку в семестре по предмету «Технология научных исследований».
Для обратной связи с пользователями информационной системы был создан модуль «Опросы», через который в конце и начале семестра координатор научных групп получает анонимные сведения о работе научных групп. Данные сведения полезны при улучшении работы информационной системы и информационной технологии в целом.
На рисунке 2 показана функциональная структура информационной системы.
Информационная система разработана на технологии ASP.NET MVC 3 [4] с использованием в качестве БД Microsoft SQL Server 2008 r2. Регистрация новых пользователей и новых научных групп осуществляется администратором системы каждый семестр.
Подводя итоги, отметим, что система успешно внедрена на факультете информационных систем и технологий Самарского государственного архитектурно-строительного университета. За последние два года через эту систему руководителями научных групп был проведен 51 дистанционный семинар, каждый из которых заканчивался конкретными решениями, размещенными в кабинете соответствующей научной группы. Качество дистанционных семинаров положительно (на 5 и более баллов по 10-балльной шкале) оценили 83 % студентов, 65 % студентов положительно отозвались об организованной руководителем научной группы коллективной работе на протяжении семестра. Степень полезности использования ИС для организации научной деятельности в научном микроколлективе положительно (на 5 и более баллов по 10-балльной шкале) оценили 58 % студентов, остальные высказали замечания и предложения по развитию системы.
Литература
1. Пиявский С.А. Реализация компетентностной парадигмы в вузе // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 3–12.
2. Пиявский С.А. Инновационный вуз в инфокоммуникационной среде // Экономика. Налоги. Право. 2010. № 5. С. 78–82.
3. Пиявский С.А. Исследовательская деятельность студентов в инновационном вузе: учебник. Самара: Изд-во СГАСУ. 2011. 198 с.
4. Целых А.Н., Бобровский Д.И., Котов Э.М. Комплексная автоматизация управления вузом на основе АСУ «Университет»: учеб.-методич. пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 126 с.
5. Информационные технологии для современного университета; [под ред. А.Н. Тихонова, А.Д. Иванникова]. М.: Московская типография № 2, 2011.
6. Китова О.В., Абдикеев Н.М, Корпоративные информационные системы управления: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Ефремов О.В., Беляев П.С. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. технич. ун-та, 2006. 124 с.
8. Фримен А., Сандерсон С. ASP.NET MVC 3 Framework с примерами на C# 2010 для профессионалов. М.: Вильямс, 2012.
References
1. Piyavskiy S.A. Implementing competence-based paradigm in a university. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2010, no. 1, pp. 3–12 (in Russ.).
2. Piyavskiy S.A. Innovative University in the research environment. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law]. 2010, no. 5, pp. 78–82 (in Russ.).
3. Piyavskiy S.A. Issledovatelskaya deyatelnost studentov v innovatsionnom vuze [Students’ research activities in an innovative university]. Textbook, Samara State Univ. of Architecture and Civil Engineering Publ., Samara, 2011, 198 p.
4. Tselykh A.N., Bobrovskiy D.I., Kotov E.M. Kompleksnaya avtomatizatsiya upravleniya vuzom na osnove ASU “Universitet” [Complex automation of university management based on ACS “University”]. Study guide, Taganrog, Taganrog Institute of Technology – Southern Fed. Univ. Publ., 2009, 126 p.
5. Tikhonov A.N., Ivannikov A.D. Informatsionnye technologii dlya sovremennogo universiteta [Information technologies for a modern university]. Moskovskaya tipografiya № 2 Publ., 2011.
6. Kitova O.V., Abdikeev N.M. Korporativnye informatsionnye sistemy upravleniya [Corporate information management systems]. Textbook, INFRA-M Publ., 2010.
7. Efremov O.V., Belyaev P.S. Informatsionnye sistemy v nauke, obrazovanii i biznese [Information systems in science, education and business]. Study guide, Tambov, Tambov State Tech. Univ. Publ., 2006, 124 p.
8. Freeman A., Sanderson S. Pro ASP.NET MVC 3 Framework. 3 ed., Apress Publ., 2011, 837.