Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: Matveev, Yu.N. (matveev4700@mail.ru) - Tver State Technical University (Professor), Tver, Russia, Ph.D, () - | |
Ключевое слово: |
|
Page views: 10879 |
Print version Full issue in PDF (1.17Mb) |
Вот уже несколько десятилетий тенденция к использованию имитационного моделирования вместо реального (физического) эксперимента носит прогрессирующий характер. Это обусловлено как экономической целесообразностью, так и невозможностью построения моделей и проведения эксперимента над некоторыми объектами реального мира. К классу сложных систем относятся также компьютерные тренажерные системы и комплексы. Построение адекватной модели в таких системах играет очень важную роль. Реальная компьютерная тренажерная система в общем случае может быть описана большим числом параметров , где , зависящих от времени (другими словами, функциями времени) с зависимостями между ними: , где . (1) При заданных параметрах система имеет степеней свободы (или независимых параметров). Моделью реальной системы называется абстрактное образование, описываемое параметрами , где с учетом лишь зависимостей: , где . (2) При заданных параметрах модель имеет степеней свободы. Точки и с ростом описывают некоторые траектории в –мерном евклидовом пространстве. Чем ближе к и к , тем меньше «рассогласование» этих траекторий, измеряемое любой естественной мерой, например максимумом модуля разности соответствующих координат. Все реальные системы (модели ), параметры которых удовлетворяют связям (1) и (2), образуют классы . Пусть имеются некоторые целевые функционалы и (3) и совокупности параметров и обращают их в экстремумы (максимумы или минимумы в зависимости от их смысла) при условиях (1) и (2) соответственно. Систему и модель , которые будут соответствовать экстремальным значениям параметров, можно назвать оптимальными. Решение экстремальных задач приводит к зависимостям: и , из которых следует, что оптимальные система и модель при различных параметрах и имеют и степеней свободы соответственно. Имеется два принципиально антагонистичных подхода в выборе моделей для реальных систем . Первый подход (аналитический) состоит в приближении модели к реальной системе за счет приближений к и к . Данный подход реализуется на основе анализа реальной системы. Второй подход (синтетический) рассматривает лишь реальные системы , близкие к своим оптимальным прототипам . Он начинается с синтеза оптимальных моделей , приближающихся к прототипам за счет приближения L к L* и F к F*. Аналитический и синтетический подходы используют модели и с N–L и L степенями свободы, и они тем адекватней в действительности, чем ближе N и L к N* и L* соответственно. При можно сказать, что и требуемая адекватность выглядит реальнее достижимой для синтетического подхода, чем для аналитического (реальнее возможность преодоления ситуаций, связанных с системами, имеющими большое количество параметров). Однако использование второго подхода по сравнению с первым усложнено введением параметра оптимальности. При моделировании реальных компьютерных тренажерных систем, носящих зачастую распределенный характер, наиболее применим синтетический подход, уже хотя бы потому, что приближение N к N*, а L к L* если и возможно, то достаточно ресурсоемко. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=400&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (1.17Mb) |
The article was published in issue no. № 2, 2007 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Оптимизация обработки информационных запросов в СУБД
- Алгоритмы и программное обеспечение системы обработки топопланов
- Электронный глоссарий
- Спецификация объектно-ориентированной модели данных с помощью отношений
- К вопросу параметризации свойств программных средств обучения
Back to the list of articles