Journal influence
Bookmark
Next issue
Tactical simulator complexes for naval combat training
Abstract:Based on analyzing types and content of the Navy combat operations the article justifies the structure of hardware and software tactical simulators for training combat units in ship command posts, submarines, homogeneous and heterogeneous naval tactical groups. The composition and structure of tactical training complex hardware should reflect the structure of real naval command posts. It should also adjust to real ships projects and a manning chart of combat units, command posts and control posts with their workstations. The content of combat actions and naval combat define the requirements for special software of simulators. Special software of tactical training complexes is a set of models of resources, objects, the environment, combat actions, training information models of workstations and trainers’ software.
Аннотация:На основе анализа видов и содержания боевых действий сил ВМФ обосновывается структура аппаратных и программных средств тактических тренажерных комплексов для подготовки расчетов командных пунктов надводных кораблей, подводных лодок, корабельных тактических групп однородного и разнородного состава. Состав и структура аппаратных средств тактического тренажерного комплекса должны отражать структуру реальных командных пунктов сил флота и конфигурироваться под реальные проекты кораблей и штатные расписания боевых расчетов групп боевого управления, командных пунктов и пунктов управления с их автоматизированными рабочими местами. Содержание боевых действий и морского боя определяют требования к специальному программному обеспечению тренажерных комплексов. Специальное программное обеспечение тактических тренажерных комплексов представляет собой совокупность моделей средств, объектов, внешней среды, боевых действий, учебных информационных моделей автоматизированных рабочих мест обучающихся и программных средств руководства обучением. Тактический тренажерный комплекс должен обеспечивать индивидуальную подготовку обучающихся по должностным обязанностям, групповую подготовку расчетов командных пунктов и пунктов управления и комплексную подготовку расчетов к управлению в составе однородных и разнородных тактических групп.
Authors: Ilin V.А. (komandor.99@mail.ru) - St. Petersburg Branch of the R&D Institute Centerprogramsystem (Professor, Director), St. Petersburg, Russia, Ph.D, Sokolov S.N. (info@cps.tver.ru) - R&D Institute Centerprogramsystem (Deputy Director General), Tver, Russia, Ph.D, Pakhomov E.S. (komandor.99@mail.ru) - Military Institute of Continuing Professional Education of the VUNTS Navy "Naval Academy" (Associate Professor, Deputy Head of Institute), St. Petersburg, Russia, Ph.D, Shuvanov А.D. (komandor.99@mail.ru) - Military Institute of Continuing Professional Education of the VUNTS Navy "Naval Academy" (Rear Admiral, Head of Institute), St. Petersburg, Russia | |
Keywords: , naval action, control management, command center, control unit, combat control team, ship combat unit, surface ship, submarine, aircraft, tactical group, forces, training, tactical trainer, operations |
|
Page views: 12472 |
Print version Full issue in PDF (8.31Mb) Download the cover in PDF (1.24Мб) |
В современных условиях боевые действия на море представляют собой совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени боев, ударов и атак, проводимых тактическими соединениями и группами кораблей и летательных аппаратов, одиночными надводными кораблями и подводными лодками для решения тактических задач в определенных районах. Боевые действия могут преследовать следующие цели: - уничтожение подводных лодок и надводных кораблей (судов) противника; - поражение наземных объектов и войск противника; - оборона своих районов базирования и коммуникаций; - содействие соединениям и частям Сухопутных войск в их наступательных и оборонительных боевых действиях на приморском направлении. Боевые действия на море ведутся однородными и разнородными тактическими группами (ТГ) самостоятельно или в составе группировок разнородных сил флота. Однородная ТГ включает от 2 до 5 надводных кораблей и 2–4 корабельных вертолета. Разнородная ТГ дополнительно может иметь в своем составе до двух многоцелевых подводных лодок, приданные и взаимодействующие подразделения морской ракетоносной, штурмовой и противолодочной авиации, а также истребители прикрытия. Управление силами при ведении боевых действий осуществляется группами боевого управления (ГБУ) командных пунктов (КП) однородных и разнородных ТГ и корабельными боевыми расчетами (КБР) КП надводных кораблей и подводных лодок. На флотах подготовка личного состава групп боевого управления и корабельных боевых расчетов к планированию боевых действий и управлению силами производится в рамках профессионально-должностной подготовки и мероприятий боевой и оперативной подготовки на берегу и в море. В военно-морских образовательных учреждениях производится подготовка командиров и специалистов в составе учебных однородных групп, в том числе и к действиям в составе ГБУ и КБР. На отдельных этапах обучения (как правило, заключительных) формируются учебные расчеты из обучающихся различных специальностей подготовки для отработки навыков организации боевых действий и управления силами в бою. Подготовка ГБУ и КБР в море требует привлечения большого количества обеспечивающих сил, расходования материального и технического ре- сурсов. Полномасштабная подготовка обучающихся образовательных учреждений в море практически невозможна. Не альтернативой подготовке в море, а дополнением к ней выступает тренажерная подготовка личного состава, которая имеет ряд преимуществ, а именно: создание обстановки, адекватной реальным боевым действиям, многократное повторение эпизодов, проверка боевых возможностей новых и разрабатываемых средств. Средства тактической тренажерной подготовки должны обеспечивать подготовку - командиров надводных кораблей, подводных лодок и расчетов главных КП (ГКП) (старшего помощника, помощника командира, командиров боевых частей) к управлению кораблем, подводной лодкой, их оружием и техническими средствами как самостоятельно, так и в составе ТГ в современном морском бою; - командиров ТГ и флагманских специалистов (операторов ГБУ КП ТГ) к управлению силами, оружием и техническими средствами кораблей и подводных лодок при решении боевых задач в составе однородных и разнородных ТГ. Для обеспечения полноценной подготовки ГБУ и КБР и обучающихся военно-морских образовательных учреждений тренажерные средства должны обладать следующими свойствами: - комплект АРМ обучающихся (АРМО) должен конфигурироваться в учебные КП, идентичные реальным; - учебные информационные модели АРМО должны обеспечивать представление информации и управление моделями объектов и средств, соответствующие реальным условиям; - электронные модели средств, объектов и внешней среды должны максимально отражать физические характеристики прототипов; - моделируемая обстановка должна адаптивно реагировать на действия обучающихся; - средства руководства обучением должны обеспечивать простые способы формирования исходной обстановки, ее оперативное изменение, фиксацию изменений обстановки и действий обучающихся, воспроизведение учебного мероприятия и его разбор с оценкой действий обучающихся. Реализовать эти требования возможно созданием тактического тренажерного комплекса (ТТК), состоящего из универсального тактического тренажера (УТТ) КП ТГ, УТТ надводного корабля (УТТ НК), УТТ подводной лодки (УТТ ПЛ), УТТ летательного аппарата (УТТ ЛА), аппаратно-программного комплекса руководства обучением и комплексирования (АПК РОК). Под универсальностью здесь понимается способность тренажера моделировать любые проекты кораблей, подводных лодок и типы летательных аппаратов, загружаемых с АПК РОК. Современные тренажерные средства создаются на основе информационно-коммуникационных технологий и обычно состоят из двух частей: аппа- ратных средств и ПО. Аппаратные средства УТТ для обеспечения всесторонней подготовки ГБУ и КБР на флотах и в учебных центрах, а также слушателей и курсантов военно-морских образовательных учреждений должны отражать структуру и функции моделируемых КП и конфигурироваться в учебные КП. Исходя из типового состава современной ТГ в составе ТТК (рис. 1) необходимо иметь: УТТ КП ТГ – 1 шт., УТТ НК – 3–5 шт., УТТ ПЛ – 1–2 шт., УТТ ЛА – 2–4 шт., АПК РОК – 1 шт. УТТ КП ТГ должен обеспечить развертывание всех основных пунктов управления и постов КП в составе 12–16 АРМО. УТТ КП ТГ информационно должен сопрягаться с одним из УТТ НК, так как КП ТГ размещается на одном из кораблей ТГ. УТТ НК должен иметь в своем составе рабочие места главного КП (ГКП) и ходового КП (ХКП) – всего до 10 АРМО. Учебный ХКП одного из кораблей должен обеспечивать визуализацию надводной и воздушной обстановки в секторе 360 градусов по азимуту и до 30 градусов в вертикальной плоскости, остальные – не менее 120 и 30 градусов соответственно. УТТ ПЛ должен иметь в своем составе рабочие места ГКП (центрального поста) подводной лодки – до 8 АРМО. Один из УТТ ПЛ должен иметь в своем составе модуль ХКП подводной лодки с тремя АРМО и визуализацией надводной и воздушной обстановки в секторе 360 градусов по азимуту и до 15 градусов в вертикальной плоскости. УТТ ЛА должны иметь в своем составе от 2 до 6 АРМО экипажей летательных аппаратов. Не менее двух АРМО должны обеспечивать визуализацию внешней обстановки. АПК РОК должен представлять собой распределенный пост руководства обучением, обеспечивающий работу ТТК ТГ в целом (комплексный режим) и составных частей ТК самостоятельно, в том числе одновременно на разной тактической обстановке. АПК РОК должен включать посты руководства обучением (ПРО) УТТ и ТК в целом, вычислительно-моделирующие комплексы и серверы УТТ и ТТК, локальную вычислительную сеть, средства защиты информации. ПРО УТТ и ТК должны иметь комплект АРМ ПРО, средства отображения информации коллективного пользования, средства документирования, подготовки данных и ввода информации, средства видео- и аудионаблюдения за действиями обучающихся. ПО должно включать общее ПО и специальное ПО. Общее, или базовое, ПО, включающее операционную систему, СУБД, драйверы, программные средства защиты информации и некоторые другие программные продукты, обычно является стандартным. С помощью специального ПО реализуются функции тренажерного средства. В соответствии с целями боевых действий на море ТТК должен обеспечивать отработку боевых задач одиночным кораблем, ТГ однородного (разнородного) состава, в том числе в составе группировки разнородных сил: - оборона и защита кораблей в пунктах постоянного и временного базирования; - развертывание ТГ (корабля) в районы боевого предназначения; - поражение морских и береговых объектов противника; - поиск, слежение и уничтожение подводных лодок; - высадка морских тактических десантов; - минные постановки; - противоминные действия. Специальное ПО ТТК должно обеспечивать моделирование основной формы боевых действий на море – морского боя. Морской бой – это вооруженное противоборство тактических соединений, групп и кораблей с противником на море самостоятельно и во взаимодействии с группами авиации различного назначения, направленное на организованное отражение ударов и атак и нанесение противнику такого поражения, которое заставило бы его отказаться от выполнения поставленной задачи. Бой представляет собой ряд согласованных по цели, месту и времени ударов и атак. Практически все тактические действия сил флота (рис. 2) включают в себя следующие составляющие: - развертывание сил, которое обязательно должно включать действия по тактической маскировке; - бой, включающий применение оружия, радиоэлектронную борьбу (РЭБ) и боевое маневрирование; - переразвертывание сил; - освещение обстановки на всех этапах действий; - управление силами и средствами в ходе боевых действий и при подготовке к ним. Причем эти составляющие присущи обеим противоборствующим сторонам. Для отработки задач морского боя ТТК должен обеспечить: - организацию боевых действий – принятие (уточнение) решения, постановка задач силам, планирование боевых действий, организация всех видов обороны, организация взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; - освещение надводной, подводной, воздушной и радиоэлектронной обстановки; - применение оружия по противнику одиночным кораблем и ТГ; - отвлечение сил и средств противника на ложное направление использованием средств тактической маскировки и РЭБ; - отражение ударов и атак противника; - определение результатов применения оружия и степени взаимного поражения сил; - управление кораблями при решении боевых задач в различных условиях обстановки; - управление процессом обучения; - разбор занятий, оценка действий обучающихся; - документирование и воспроизведение результатов действий; - автоматизированная оценка подготовленности слушателей по отрабатываемым вопросам; - изучение и моделирование новых тактических приемов использования оружия и применения сил противодействующих сторон. В тренажерных системах действиями своих сил и средств управляют обучающиеся с соответствующих АРМО, а действия противника и взаимодействующих сил и средств моделируются вычислительно-моделирующим комплексом по исходной обстановке, заданной руководителем обучения. Для реализации этих требований специальное ПО должно включать: - учебные информационные модели АРМО; - программные средства руководства обучением и комплексирования УТТ и АРМО; - модели имитации боевых действий противника; - модели имитации применения оружия и технических средств кораблей и взаимодействующих сил; - модели внешней среды, включая визуализацию надводной, береговой и воздушной обстановки; - картографические сервисы; - программные средства поддержки принятия решения и планирования боевых действий; - средства мультимедийной связи, имитирующие тактическую радиосвязь и внутрикорабельную громкоговорящую и телефонную связь с возможностями записи и воспроизведения переговоров синхронно с моделируемой обстановкой. ТК должен обеспечивать индивидуальную подготовку обучающихся, групповую подготовку расчетов ГКП надводных кораблей, подводных лодок и КП ТГ, комплексную подготовку боевых расчетов КП ТГ совместно с ГКП надводных кораблей и подводных лодок, в том числе и совместно с другими тренажерными средствами. Индивидуальная (предтренажерная) подготовка обеспечивает одиночную и групповую подготовку обучающихся в соответствии с моделями их деятельности, в образовательных учреждениях – в составе одной учебной группы по одной из учебных программ. Предназначена для уяснения теоретических вопросов, отработки навыков принятия решений, планирования боевых действий и выполнения тактических расчетов. Групповая подготовка на флотах в учебных центрах проводится в составе штатных расчетов ГБУ и КП, в образовательных организациях – в со- ставе учебных коллективов, расчетов КП и пунктов управления по основным дисциплинам учебных программ, как правило, в составе одной учебной группы или двух-трех учебных групп по одной или различным сопряженным учебным программам. Комплексная подготовка предусматривает отработку расчетов ГБУ и КП для управления силами однородных и разнородных ТГ, в образовательных организациях – подготовку слушателей в составе учебных коллективов (расчетов ГКП и пунктов управления) по основным дисциплинам учебных программ в составе, как правило, нескольких учебных групп по одной или различным учебным программам. В соответствии с учебными целями ТК должен обеспечивать проведение двусторонних учебных мероприятий, когда за каждую из противоборствующих сторон играют обучающиеся. При этом УТТ одной из сторон должны моделировать противника и действовать по его тактике. ТТК, спроектированный с учетом всех оперативно-тактических и дидактических требований, способен существенно повысить качество боевой подготовки сил флота и практической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций ВМФ. Литература 1. Алтунин В.К., Стручков А.М. Проектирование компьютерных систем обучения и интеллектуальной тренажерной подготовки специалистов ВМФ. Тверь: Изд-во Центрпрограм- мсистем, 2004. 204 с. 2. Блинов А.П., Зуб В.И. Морской бой. СПб: Логос, 1995. 416 с. 3. Военный энциклопедический словарь. М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 2002. 1664 с. 4. Захаров В.Л., Ильин В.А., Кушнарев А.Г. Оперативно-тактическая тренажерная система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть? // Вестн. учеб.-методич. объединения военных вузов ВМФ. 2010. № 28–29. 5. Ильин В.А. Моделирование боевых действий в оперативно-тактических и тактических тренажерах // Программные продукты и системы. 2013. № 2 (102). С. 74–77. 6. Ильин В.А., Римашевский А.А. «Командор»: информационные технологии в военно-морском образовании // Оборонный заказ. 2006. № 10. С. 3–8. 7. Капитанец И.М. Война на море. М.: ВАГРИУС, 2001. 272 с. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=4103&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (8.31Mb) Download the cover in PDF (1.24Мб) |
The article was published in issue no. № 1, 2016 [ pp. 22-26 ] |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Моделирование боевых действий в оперативно-тактических и тактических тренажерах
- Основы моделирования системы поддержки принятия решений по комплексному применению сил и средств ПВО надводных кораблей
- Проблемы управления конфигурациями в процессе разработки программного обеспечения встроенных систем
- Тренажерно-обучающий комплекс для моделирования виртуальной реальности боевого применения оружия и технических средств корабля
- Унифицированное описание функционирования информационных радиоэлектронных систем для оценки программного обеспечения учебно-тренировочных средств
Back to the list of articles