Авиационные тренажеры получили широкое распространение в военной авиации по двум причинам. Во-первых, авиационный тренажер позволяет сделать подготовку пилотов абсолютно безопасной в отличие от подготовки экипажей в реальном полете, всегда связанной с риском. Кроме этого, тренажер позволяет безопасно отрабатывать нештатные ситуации, отработка некоторых из которых в реальном полете либо крайне опасна, либо вообще запрещена руководящими документами. Во-вторых, применение авиационных тренажеров позволяет сэкономить значительные финансовые средства на летной подготовке экипажей, так как стоимость эксплуатации реального самолета (вертолета) кратно превосходит стоимость эксплуатации тренажера. Авиационные тренажеры позволяют практически без ограничений имитировать реальную боевую обстановку, которую крайне затруднительно сымитировать в ходе учений в мирное время.
В настоящее время в военном авиационном тренажеростроении достигнуты определенные успехи: разработаны и производятся комплексные и процедурные тренажеры для подготовки экипажей различных типов вертолетов и самолетов, находящихся на вооружении российских военно-воздушных сил и морской авиации ВМФ.
К сожалению, создание комплексных тренажеров экипажа требует больших финансовых вложений, сложного ПО, специального оборудования для динамических платформ и систем визуализации. Как правило, они создаются для конкретного типа летательных апаратов, исключительно в варианте одиночной подготовки пилотов, максимум – экипажа одного самолета, да и то не в полном составе, при этом до 90 % задач, отрабатываемых на тренировках, сориентированы на технику пилотирования и особые случаи в полете.
Однако все чаще встает вопрос о необходимости создания в интересах авиации и флота тренажеров, способных обеспечивать подготовку экипажей летательных аппаратов к действиям в составе однородных и разнородных авиационных групп и группировок флота.
Все это обусловливает необходимость не просто иметь отдельные тренажеры для подготовки пилотов (экипажей), а создавать и принимать в эксплуатацию универсальные учебно-тренировочные системы.
К таким системам относятся тактические тренажеры. Согласно классификации, приведенной в ГОСТ РВ 29.05.005-95, авиационный тактический тренажер (АТТ) можно определить как комплексный тренажер управления тактическими силами, статический, построенный на базе вычислительной техники общего назначения без моделирования (имитации) акселерационных ощущений у обучаемых.
Таким образом, АТТ должны обеспечивать обучение и тренировку экипажей летательных аппаратов, расчетов пункта управления авиационных частей и подразделений, в первую очередь – выполнение задач боевого применения с выработкой профессиональных навыков ведения боевых действий и поддержанием этих навыков на необходимом уровне.
Актуальность появления АТТ обусловлена современными требованиями к ведению авиацией боевых действий. Это сокращение времени на планирование и организацию боевых действий авиации, необходимость учета противодействия противника применительно к конкретным районам боевого применения, повышение требований к уровню взаимодействия личного состава авиационных формирований при ведении боевых действий самостоятельно и во взаимодействии с разнородными группировками сил флота. А главное – адекватное моделирование динамичного характера ведения авиацией современных боевых действий. На деле тренажер обеспечивает качественную тактическую подготовку командного, летного, инженерно-технического состава авиационных формирований за счет применения новейших тренажерных и компьютерных технологий.
Основными задачами, решаемыми на АТТ противолодочной авиации, являются выработка оптимальных боевых действий при ведении поиска, слежения и уничтожения подводных лодок самостоятельно и во взаимодействии с противолодочными силами флота, а также оценка уровня подготовки руководящего, летного состава и лиц боевого управления авиацией, разработка и анализ новых способов применения противолодочной авиации и тактики действий подразделений на основе моделирования боевых действий на едином информационном поле.
Технически такие тренажеры должны иметь в своем составе пост руководства обучением (ПРО) с рабочим местом руководителя обучением и необходимым количеством рабочих мест помощников руководителя обучением в зависимости от моделируемого авиационного комплекса, а также процедурные тренажеры летательных аппаратов, тактические тренажеры лиц боевого расчета управления командных пунктов авиационных групп, тренажеры групп взаимодействия надводных, подводных и береговых сил флота и других родов войск, решающие задачи на едином информационном поле боевых действий [1].
Структурно единое информационное поле боевых действий включает в себя 2D/3D-картографию тактической обстановки, модели объектов, модели боевых действий, систему визуализации.
Имитация тактических условий является одной из наиболее важных задач в системе подготовки экипажей летательных аппаратов для выполнения боевых задач на АТТ. Степень реальности тактической обстановки должна быть достаточно высокой, чтобы в процессе тренировок экипажи могли получать профессиональные навыки, достаточные для ведения настоящих боевых действий [2].
Имитация вооружения современного АТТ формируется за счет моделирования системы управле- ния вооружением (СУВ) и системы средств поиска и поражения [3].
Государственной компанией «Росвооружение», Авиастроительной корпорацией «Сухой», Пензенским КБ «Моделирование» и фирмой Camber Corporation SBS Simulation Systems Division разработаны технические предложения по моделированию систем управления вооружением и тактической обстановки в авиационных тренажерах для ряда самолетов Авиастроительной корпорации «Сухой», учитывающие наиболее современные подходы в этом направлении. В основном разработчики предлагают следующие подходы к моделированию [4].
Система управления вооружением. Имитационные модели СУВ связаны со всеми органами управления системой и дают обучаемому соответствующие зрительные, акселерационные и акустические сигналы, сопровождающие выбор оружия, приведение его в боевую готовность и применение. Установка вариантов загрузки и управления имитируемым оружием осуществляется с АРМ руководителя обучением [5].
Система средств поиска и поражения. Эффективность применения средств поиска и поражения оружия при ведении боевых действий по поиску и уничтожению подводных лодок определяется с помощью системы моделирования работы радиогидроакустических, гидроакустических и магнитометрических средств поиска и поражения подводных лодок (торпед, ракет, бомб) [6].
Система имитации тактической обстановки (ИТО) должна обеспечивать полную и всестороннюю подготовку экипажей летательных аппаратов к ведению различных видов боевых действий. Система ИТО обеспечивает достоверность тактической обстановки при одиночных и групповых действиях и взаимодействие с системами вооружения, визуализации и радиотехнического обеспечения. ИТО – это полностью интерактивная (диалоговая) система, которая используется для следующих целей:
- планирование и формирование задания;
- создание сценария задания;
- имитация технических и тактических характеристик надводных, подводных сил и воздушных средств нападения;
- задание вероятности поиска, слежения и поражения;
- многократное повторение задания;
- запись процесса выполнения задания для оценки разбора полета.
Система ИТО позволяет объединять на общем тактическом поле несколько тренажеров, выполняющих совместные действия или противодействия. Объединение вычислителей тренажеров осуществляется с помощью стандартной локальной сети. Предусматривается имитация общего речевого ра- диообмена объектов и их радиосвязи с инструкторами [7].
Имитируемые объекты. В зависимости от решаемых задач система ИТО должна позволять одновременно моделировать различное количество объектов. Размещение объектов в районе боевых действий осуществляется на этапе предварительной подготовки с АРМ руководителя обучением. Предусмотрены запоминание и долговременное хранение различных вариантов тактической обстановки для их дальнейшего использования.
Объекты – это имитируемые элементы тактической обстановки, которые используются как элементы реального мира и задаются в земной системе координат. Любой объект может представлять или не представлять собой опасность для объединенных локальной сетью тренажеров. Объекты – это самолеты и вертолеты, корабли, подводные лодки, береговые объекты и другие [8].
В ИТО имитируются характеристики трех основных групп объектов: воздушные, морские, береговые.
Имитация тактических условий является одной из наиболее важных задач в системе подготовки экипажей летательных аппаратов на АТТ. Степень подобия тактической обстановки и возможных действий противника должна быть достаточно вы- сокой, чтобы в процессе тренировок экипаж мог получить достаточные для ведения реальных боевых действий профессиональные навыки.
На рисунке показан вариант АТТ противолодочной авиации ВМФ. Принятые обозначения: ЕИП БД – единое информационное поле боевых действий; КТ ЛГРП АК – комплексный тренажер лиц группы руководства полетами авианесущего корабля; КТ ЛГРП ББ – комплексный тренажер лиц группы руководства полетами берегового базирования; КТЭ – комплексный тренажер экипажа летательного аппарата; ТТ КП – тактический тренажер командного пункта; ТТ НК – тактический тренажер надводного корабля; ТТ ПЛ – тактический тренажер подводной лодки; ЦПРО – центральный пост руководителя обучением.
Таким образом, АТТ противолодочной авиации позволяет совместное использование отдельных тренажеров и комплексов в едином информационном поле боевых действий и совместную подготовку территориально разнесенных тренажерных средств на любом театре военных действий, в том числе по методике двустороннего учения. В этом случае личный состав практически занимается на тренажерах, но сама техника и действия средств поиска и поражения моделируются в виртуальной среде.
Литература
1. Ильин В.А., Гаврилов Ю.Е. Основные принципы построения морских тактических тренажеров // Науч.-практич. конф. ВСОК ВМФ: сб. докл. СПб, 2003. С. 31–34. 2. Воробьев А.В. Построение моделей проектирования авиационных комплексов на основе выбора основных признаков // Авиакосмическое приборостроение. 2005. № 9. С. 18–23. 3. Воробьев А.В., Петров В.М. Теоретические основы создания и применения тренажеров для подготовки экипажей боевых авиационных комплексов армейской авиации. Монино: Изд-во ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2000. С. 59–61.
4. Дикарев В.А., Бростилов А.Н. Методологические подходы к моделированию тактического фона в авиационных тре- нажерах // Вестн. акад. воен. наук. 2008. № 1 (22). С. 34–40.
5. Якимов В.Н. Имитаторы тактической обстановки авиационных тренажеров // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров: сб. стат. науч.-практич. конф. Пенза: Приволж. Дом знаний, 1999. С. 3–4.
6. Рог В.Г. Воздушные операции упразднить нельзя // Независимое военное обозрение. 2000. № 38. С. 7–9.
7. Анисимов А.Н. Методологические аспекты создания имитатора тактической обстановки в авиационных тренажерах // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров: сб. стат. науч.-практич. конф. Пенза: Приволж. Дом знаний, 2000. С. 70–74.
8. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1998. 304 с.