ISSN 0236-235X (P)
ISSN 2311-2735 (E)

Journal influence

Higher Attestation Commission (VAK) - К1 quartile
Russian Science Citation Index (RSCI)

Bookmark

Next issue

4
Publication date:
09 December 2024

The article was published in issue no. № 1, 2007
Abstract:
Аннотация:
Author: () -
Ключевое слово:
Page views: 9528
Print version
Full issue in PDF (1.53Mb)

Font size:       Font:

Актуальность применения новых информационных технологий (ИТ) в задачах информатизации любой предметной области неоспорима.

Новые ИТ в современном понимании – это ИТ, предназначенные для решения традиционных информационных задач, таких как автоматизированное создание, хранение и использование информации, но применительно к новым условиям.

Новые инструменты позволяют решать старые задачи по-новому, а новые задачи требуют создания нового инструмента или развития старого. В этом смысле можно говорить и о новых ИТ как о технологиях, позволяющих решать новые задачи.

Новые задачи характеризуются принципиальным ростом сервиса и более высокой экономической эффективностью.

Рассмотрим рост сервиса на примере изучения Правил дорожного движения (ПДД).

Традиционно любая система, разработанная для решения какой-либо задачи, характеризуется своей функциональностью. Здесь функциональность – это информирование о содержимом документа ПДД, выработка навыков их применения.

Возможный сервис такой системы (поэтапное наращивание):

·     использование выразительных средств (текст, графика, трехмерные модели и другие средства мультимедиа);

·     семантическая связь результатов работы различных (независимых) программ и систем (например, симулятор дорожной обстановки и программа контроля знаний ПДД);

·     представление данных и информации в виде, не зависящем от типа компьютера и версии операционной системы (с целью длительной сохраняемости информации);

·     использование для обучения информации сторонних информационных систем, например, электронных карт местности;

·     постепенное введение элементов искусственного интеллекта в задачи обучения и контроля;

·     распределенное создание и использование информации для обучения (работа с удаленными источниками и приемниками информации), а также многое другое, основанное на возможности длительного сохранения и автоматизированного использования результатов.

Поэтапное наращивание сервиса позволяет решать и задачу поэтапного повышения экономической эффективности в этой области.

Необходимость в использовании новых ИТ появляется тогда, когда четко видны (и сформулированы) принципиально новые задачи, дающие очевидные выгоды.

Например, долговременное хранение результатов проектирования; автоматизированное повторное использование чертежей, семантическая связь результатов работы различных систем и т.п.

Отметим, что задача любой разрабатываемой системы, помимо обеспечения своей функциональности, состоит в представлении информации (знаний) в таком виде, в котором она приобретает свойства долговременного полезного существования в некоторой среде обитания. В частности, представление к такому виду, в котором информация: а) могла бы использоваться достаточно длительное время; б) была бы максимально независима от программно-аппаратной среды создания и хранения; в) была бы максимально доступна для многих заинтересованных сторон (программ и людей) непосредственно по месту появления этой информации и допускала бы максимально автоматизированную обработку.

В настоящее время есть все условия для решения этих задач в общем виде. Это и осознание новых возможностей, перспектив и выгод от использования информации нового качества (единой и общедоступной), и формирование устойчивого спроса на информацию и информационные системы разного масштаба и назначения с обязательным требованием длительного сохранения результатов и их общедоступности.

Кроме того, разработаны и апробированы международные стандарты на представление информации. Эти стандарты, основанные на XML-стандарте, позволяют строить информационные ресурсы и системы.

Общественному вниманию предложены концепции развития и использования информации, находящейся в сети Интернет, в сторону повышения интеллектуальности, достоверности и полезности (в частности, концепция семантической сети).

Достигли промышленной зрелости технологии создания и использования распределенных открытых информационных систем. К таким технологиям относятся Java, SOA, AOSE, MDA, JBoss и некоторые другие. Особое место занимает концепция и технология OpenSource.

Рассмотренные технологии, основанные на международных стандартах, реализованы в многочисленных программных средствах известных фирм – разработчиков программного обеспечения. В частности, можно выделить такие средства, как Eclipse, Protégé, Tomcat, J2EE.

Как и любое нововведение, новые ИТ требуют дополнительных затрат.

Но смысл в дополнительных затратах и изменениях появляется лишь тогда, когда сформулированы новые (долгосрочные) цели и задачи работы с информацией. А это может быть сформулировано либо как концепция развития софтверного предприятия (широта мышления руководства), либо как ответ на поток заказов с формулировками новых задач.

Следует отметить, что в рамках одной темы или подразделения необходимость применения новых ИТ и затраты на них обосновать НЕВОЗМОЖНО, так как отдача от больших затрат в сфере новых ИТ не может быть получена немедленно.

Создание потенциала для решения новых задач позволит сохранить организации свое место в сфере заказов в данной отрасли.


Permanent link:
http://swsys.ru/index.php?id=416&lang=en&page=article
Print version
Full issue in PDF (1.53Mb)
The article was published in issue no. № 1, 2007

Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics: