Сложная международная обстановка, участившиеся вооруженные конфликты и международный терроризм, развязанная информационная война против России ставят перед Министерством обороны новые задачи по совершенствованию боеготовности армии и флота. Прежде всего это касается управления и взаимодействия подразделений вооруженных сил, оснащения их современными средствами вооружения и связи.
Задачи обеспечения заданной боевой готовности ВМФ можно успешно решить только при эффективном функционировании системы военно-морского образования и системы боевой подготовки. В свою очередь, эффективность образования и боевой подготовки зависит от наличия учебно-тренировочных средств (УТС), соответствующих современному состоянию ВМФ [1].
В своем развитии УТС прошли несколько этапов. Наиболее значимый связан с внедрением современных информационных технологий [2]. Образно выражаясь, современные информационные технологии открывают окно в потаенный мир человеческой фантазии, обеспечивая возможность моделирования «изображаемой художником» реальности в ее временном развитии [3].
В современных условиях морского боя роль вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) связи постоянно растет – с каждым разом на новом технологическом уровне. Связь остается ключевой основой управления. Совершенствование техниче- ской готовности средств связи, а также профессионального обучения личного состава современным наукоемким комплексам связи, установленным на кораблях ВМФ, – одна из основных задач боевой подготовки кораблей и соединений ВМФ РФ.
В 2013 году Министерство обороны Российской Федерации (МО РФ) предложило новую систему по поддержанию технической готовности вооружений и военной техники, по ее ремонту и техническому обслуживанию. Предполагается заключение специального контракта, так называемого контракта жизненного цикла продукции военного назначения, с оборонным предприятием. Суть этого подхода в том, что производитель по заказу МО РФ не только проектирует, производит, вводит в эксплуатацию, но и поддерживает техническое состояние ВВСТ в течение всего жизненного цикла вплоть до момента списания и утилизации.
В соответствии с рекомендациями МО РФ отечественная система управления жизненным циклом для различных образцов ВВСТ, безусловно, будет иметь свою специфику, однако базовые нор- мативные документы, специальное ПО, методики сбора, обработки и представления информации должны быть построены на единых принципах и стандартах.
Анализ зарубежного опыта применения данных контрактов свидетельствует об их несомненной эф- фективности. Так, например, в военно-морских силах Великобритании за невыполнение контракта технического обслуживания в течение жизненного цикла предусматривается не только отказ от уплаты, но и наложение высоких штрафных санкций за снижение технической готовности вооружения и боевой готовности корабля в целом. Это заставляет оборонные предприятия скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства по контракту, разрабатывать и производить высоконадежное корабельное вооружение [4].
Прогноз внедрения и эволюционное развитие контрактов жизненного цикла позволят повысить эффективность технического обеспечения ВВСТ, снизить нагрузку на бюджет МО РФ. Есть и другие очевидные преимущества. МО освобождается от второстепенных задач, получает возможность сосредоточиться в большей степени на боевой подготовке, то есть на выполнении своих главных функций.
Схематично все элементы управления жизненным циклом продукции военного назначения можно представить в виде концептуальной модели (рис. 1).
![](phpThumb/phpThumb.php?w=300&src=//uploaded/image/2017_1/71.jpg)
В рамках контрактов жизненного цикла продукции появляется возможность организовать обратную связь с участниками данного процесса с помо- щью онлайн среды – единого информационного пространства жизненного цикла продукции военного назначения.
Это позволит МО и предприятиям ОПК владеть реальной технической информацией на всех этапах жизненного цикла поставляемой продукции и быть уверенными, что она правильно применяется и эксплуатируется. Всю получаемую онлайн информацию после критического анализа необходимо аккумулировать и использовать для усовершенствования, модернизации образцов средств связи, а также для разработки интерактивных технических инструкций и руководств по применению и использованию на любых разрешенных и учтенных мобильных носителях информации.
Изучив все элементы модели управления жизненным циклом продукции военного назначения, авторы считают целесообразным обратить внимание на то, в какой мере будет учтена возможность профессиональной подготовки (переподготовки) личного состава к обслуживанию новых систем вооружения в рамках будущих контрактов.
В настоящее время вводятся в эксплуатацию новые корабельные комплексы связи. Следо- вательно, возникает необходимость в квалифицированной подготовке специалистов по их приме- нению и обслуживанию. При этом существенно повышается роль технических средств обучения личного состава. Заказчикам сложной, наукоемкой и дорогостоящей техники связи необходимо требовать от производителей одновременной поставки тренажерных комплексов, обеспечивающих освоение ВВСТ и профессиональное обучение персонала на тренажерной базе, а не на боевой технике с целью исключения поломок аппаратуры связи при неумелой эксплуатации на первоначальном этапе ее освоения.
В 2005 году был разработан комплексный тренажер корабельных связистов (КТ КС) «Племя-С» (рис. 2). Данный тренажер позволил осуществлять комплексную подготовку специалистов связи надводных кораблей ВМФ по использованию автоматизированных комплексов связи. Априори тренажер, принятый на вооружение более десяти лет назад, сегодня имеет ряд недостатков, а также требует доработки и модернизации. О данных процессах пишут многие авторы (например [5]).
Выявленные недостатки объясняются тем, что компьютерные тренажеры являются сложными открытыми развивающимися системами с активными элементами. Особенность разработки таких систем в том, что их легче изготовить и ввести в действие, начиная с некоторого уровня сложности, а далее преобразовывать и изменять, чем отобразить формальной моделью на этапе проектирования [5, 6].
По мнению авторов, так называемая оболочка тренажера должна быть единой для всех комплексов связи, а меняться будет только ПО тренажера в соответствии с новыми образцами техники.
Известно, что разработчики компьютерных тренажеров часто возлагают на них множество функций отображения обучающей информации, не уделяя при этом должного внимания необходимой степени автоматизации функций управления обучением [7].
Предлагаемые сейчас сценарии компьютерных обучающих программ (КОП) не соответствуют сценариям учебных занятий, принятым в учебных заведениях ВМФ.
Сценарии современных КОП – это просто поря- док предъявления кадров с учебной информацией. У них нет четкой структуры, в них не определены действия участников процесса обучения. Сценарии содержат кадры с темой и учебными вопросами, кадры с изучаемым материалом и с контрольными вопросами, но в них нет кадров с резюме после каждого изученного учебного вопроса, нет реаль- ной имитации (динамики) в работе на современных комплексах связи с обратной реакцией – алгоритмом последовательности и правильности действий обучаемого. Отсутствуют заключительные кадры с выводами по представленному материалу [8, 9].
Сейчас мы имеем уникальную возможность включить обеспечение профессиональной подготовки личного состава в процесс заключения контрактов жизненного цикла ВВСТ. Актуальность проблемы продиктована изменениями, происходящими на флоте: оснащением объединений, соединений, воинских частей, кораблей ВМФ новой аппаратурой, современными телекоммуникационными комплексами связи, а также проблемными вопросами, возникающими при их применении в подразделениях ВМФ, например, выход из строя техники связи, устранение неисправностей, возникновение нештатных ситуаций, получение неудовлетворительных оценок при отработке задач по связи и многое другое.
В настоящее время практически отсутствует обратная связь, необходимая для анализа качества профессиональной подготовки корабельных связистов, не происходит адекватной корректировки (так называемой подстройки) учебного материала в соответствии с новыми образцами ВВСТ, а также отсутствуют современные средства обучения и тренажа. Чаще всего обучение осуществляется на боевой технике. При этом расходуется ее боевой ресурс, зачастую приводящий к непреднамеренному выходу из строя, что в целом снижает техническую готовность средств связи и, как следствие, боеготовность корабля. Возникла необходимость создания специализированных средств обучения и тренажа на основе элементов имитационного моделирования и виртуальной среды обучения, позволяющих с помощью компьютеров достаточно просто реализовать ситуационный подход в подготовке личного состава. Привлекает возможность создания самых разнообразных тренажерных сценариев. Такие средства способны сформировать индивидуальную траекторию подготовки каждого связиста, а впоследствии и восстановить утерянные им навыки. В интерактивной виртуальной среде обучения само обучение проходит более эффективно и интересно.
Виртуальная реальность – это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном экранном мире. Технология неконтактного информационного взаимодействия, реализуемая системой «Виртуальная реальность», позволяет компьютеру отобразить непосредственно в цифровой форме импульсы от информационной перчатки (интерфейс-перчатка) и информационного костюма. Рука пользо- вателя, одетая в информационную перчатку, может быть спроецирована в виртуальной форме в трехмерной компьютерно-генерированной среде. Манипулируя информационной перчаткой, пользователь может взаимодействовать с виртуальным миром, передвигая объекты, управляя ими, может также использовать набор жестов в качестве команд. При наличии информационного костюма, информационной перчатки и информационных очков со встроенными стереоскопическими экранами (очки-телемониторы) пользователь может, образно выражаясь, шагнуть прямо в виртуальный мир [3].
Тенденция подготовки персонала с использованием тренажерных комплексов является общемировой. В ряде зарубежных стран до 80 % времени всей подготовки военнослужащих отводится для занятий на специальных тренажерных комплексах. Необходимо отметить, что в ВМФ и МО РФ все больше внимания уделяется подготовке военнослужащих с применением УТС обучения, постоянно увеличивается парк тренажеров, тренажерных комплексов и КОП.
С появлением технологической возможности создания виртуальной среды обучения УТС обучения приобрели большую возможность имитационного моделирования и гибкость при смене учебных сценариев. Сегодня, в век глобальной компьютери- зации, нет необходимости убеждать, что создание виртуальной среды обучения обусловлено эффективностью учебного процесса: при формировании знаний – теоретическая подготовка, а также на этапах формирования умений и навыков – тренажер- ная подготовка специалистов ВМФ.
Такая форма обучения позволит снизить эксплуатационную нагрузку на боевые образцы средств связи, значительно экономя их боевой ресурс (рис. 3).
![](phpThumb/phpThumb.php?w=300&src=//uploaded/image/2017_1/73.jpg)
Необходимо отметить, что виртуальная среда обучения не предполагает замену практической ра- боты личного состава, а только дополняет и расши- ряет возможности обучения и поддерживает необ- ходимый уровень приобретенных знаний, умений и навыков. По сравнению с обучением специалистов на боевой технике основным преимуществом такой подготовки является возможность отработки навыков, которые невозможно получить при обучении на действующей аппаратуре. Речь идет о нештатных ситуациях: отказ техники, возникновение аварий, пожаров и тому подобное, которые можно моделировать только на УТС.
Таким образом, специалисты, прошедшие обучение с применением УТС, имеют возможность приобрести уникальные навыки действий в самых разных нештатных и экстремальных ситуациях.
Включение процесса профессиональной подготовки личного состава в контракты жизненного цикла изделий должно носить профессиональный характер. Должны разрабатываться УТС, способные имитировать реальную среду применения средств связи в максимальной степени. Разрабатывая интерактивные учебные материалы и технические руководства, необходимо привлекать специалистов в области эргономики и электронного учебного дизайна, а также педагогов, способных более эффективно структурировать учебный материал, сопровождающий познавательный процесс.
Предполагается, что такой подход позволит
- существенно снизить стоимость обучения по сравнению с традиционной подготовкой специалистов на боевой технике;
- сократить боевой расход ресурса дорогосто- ящей техники, а также расходных материалов;
- сократить срок подготовки специалистов, что особенно актуально в связи с сокращением срока службы по призыву до одного года;
- повысить уровень боевой подготовки за счет внедрения контрактов, основанных на управлении жизненным циклом продукции.
Кроме этого, контракт на управление жизненным циклом продукции позволяет выстроить дру- гой уровень взаимоотношений между производи- телем и заказчиком. Как правило, это более долго- срочные и прочные взаимоотношения партнерства. Они позволяют в некоторой мере защитить интересы производителя от покушений конкурентов на его заказчика.
Считаем, что контракты, основанные на управлении жизненным циклом продукции военного назначения, повысят боевую готовность корабля в целом, улучшат качество профессиональной подготовки обслуживающего персонала и эксплуатации поставляемых комплексов связи в ВМФ, существенно сузят круг посредников. Переход на данные контракты позволит более эффективно использовать огромные средства, выделенные на обеспечение обороноспособности нашей страны.
Литература
1. Захаров В.Л., Ильин В.А., Кушнарев А.Г. Оперативно-тактическая система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть? // Оборонный заказ. 2010. № 28.
2. Довженко В.Н., Стручков А.М., Туровский О.М. Ис- пользование современных информационных технологий в си- стеме подготовки кадров для ВМФ // Морской сборник. 2009. № 12. С. 44–51.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. М.: Изд-во ИИО РАО, 2010. 107 с.
4. Бакарджиева С. Контракты ЖЦИ как стимул к модернизации // Умное производство. 2013. № 3. С. 65–67.
5. Сергеев В.В., Пучко Е.В., Родионов А.В. Облик перспективных тренажеров корабельных связистов // Программные продукты и системы. 2015. № 1. С. 92–99.
6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем. М.: Высш. шк., 2006. 511 с.
7. Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Ч. 1. Концепция и применение компьютерных технологий обучения. СПб: Изд-во БГТУ, 2003. Кн. 1. 195 с.
8. Методическое руководство по разработке сценарных материалов для автоматизированных учебных занятий с использованием комплекса программ инструментальных средств «МедиаТор». СПб, 2002.
9. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.