Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Authors: V.V. Kochnev (vvkochnev2005@mail.ru) - R&D Institute (Scientific Secretary, Main Specialist), Tver, Russia, Ph.D, () - , () - | |
Ключевое слово: |
|
Page views: 13530 |
Print version Full issue in PDF (0.87Mb) |
В общем виде понятие интегрированной логистической поддержки (ИЛП) изделий представляет собой совокупность процессов, организационно-технических мероприятий и регламентов, осуществляемых на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ) изделий, направленных на оптимизацию полной стоимости ЖЦ. Основной целью разработки и внедрения ИЛП является сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт наукоемких изделий. ИЛП реализуется как в ВМФ РФ, так и в ВМС зарубежных стран в системе технического обеспечения (СТО). СТО является одним из важнейших видов логистической поддержки деятельности ВМФ в мирное и военное время. Ее роль повысилась особенно в последнее время в связи с предполагаемой реорганизацией ВМФ РФ, вызванной перенацеливанием флота на решение новых задач, сокращением личного состава и бюджетных ассигнований на НИОКР и закупки вооружения и военной техники (ВВТ). Это вызывает ужесточение требований к характеристикам принимаемых на вооружение ВВТ; сокращению типажа и максимальной их унификации; модернизации; снижению стоимости технического обслуживания и ремонта ВВТ, находящихся как в эксплуатации, так и на хранении. Существенное возрастание стоимости эксплуатации современных ВВТ заставляет проводить всесторонние научно-технические исследования: по поиску путей создания ВВТ с сокращенными циклами технического обслуживания; по введению автоматизированных и автоматических способов контроля их технического состояния; совершенствованию инфраструктуры технического обеспечения; изучению целесообразности и способов эксплуатации и ремонта ВВТ по фактическому состоянию. В связи с этим реализация военно-технической политики страны должна опираться на сбалансированное и взаимоувязанное совершенствование и развитие всех элементов, структур и органов системы технического обеспечения во всех ее звеньях как на уровне промышленности (проектанты, заводы-строители кораблей, поставщики комплектующих изделий), так и на уровне ВМФ РФ: от разработки и поставки ВВТ до их технического обслуживания, ремонта, модернизации, хранения и утилизации. Все это требует создания в СТО единого информационного пространства, и, как отмечается в ряде литературных источников, в настоящее время важнее не обмен материальными ресурсами между заказчиками и поставщиками ВВТ, а обмен информацией и анализ ее динамики. При этом важное значение приобретает система сбалансированных показателей по критерию эффективность-стоимость, задаваемых в тактико-технических заданиях, отслеживаемых при проектировании и строительстве и реализуемых в процессах эксплуатации и ремонта ВВТ. Следует отметить, что раньше при массовом строительстве кораблей различных классов основные финансовые ресурсы шли на проектирование и строительство и в значительно меньшей степени на обеспечение эксплуатации и ремонта. Выпускаемая эксплуатационная документация не охватывала всех аспектов эксплуатации и ремонта кораблей, что приводило к необходимости разработки дополнительной документации организациями ВМФ. В последнее десятилетие финансирование эксплуатации и ремонта значительно сократилось, что привело к большому увеличению числа кораблей, по своему техническому состоянию требующих заводского ремонта или вывода из состава ВМФ. Кроме того, в ближайшей перспективе ожидается сокращение количества кораблей флота, что приводит к необходимости значительного повышения их эксплуатационных свойств на стадиях создания с целью обеспечения высокой напряженности использования (имеемыми силами необходимо обеспечить ранее выполняемые флотом задачи). В плане ИЛП корабль представляет собой сложную многофункциональную систему вооружения, в составе которого имеются практически все виды вооружения, присущие другим родам войск: от ударного оружия до оружия самообороны (ПВО, ПЛО и др.), от вертолетов до самолетов. В проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте кораблей участвуют до 1000 предприятий и организаций промышленности, а количество контрактов на проведение этих работ нередко достигает 3 тысяч. ЖЦ корабля может составлять десятки лет, а цикл непрерывного использования доходит до нескольких месяцев. Модель использования кораблей в мирное время несущественно отличается от модели боевых действий с точки зрения расходования ресурсных показателей технических средств. Все сказанное свидетельствует о крайней важности внедрения логистической поддержки корабля уже на ранних стадиях его проектирования. Вместе с тем возникает проблема, связанная с многообразием связей корабля на протяжении его ЖЦ. Если раньше деятельность промышленных предприятий и эксплуатирующих организаций сосредоточивалась на наведении порядка в своей операционной среде, то сейчас требуется объединение (информационное увязывание) сотен различных предприятий в кооперативную деятельность (недаром стали широко обсуждаться модели взаимосвязи многие ко многим, Х-2-Х). К числу основных функций компьютерной системы ИЛП следует отнести следующие. 1. Обобщение и анализ передовых технологий (бенчмаркинг) производства и постпроизводственного обеспечения изделий в военно-промышленных комплексах зарубежных стран и в отечественной промышленности для использования в процессах создания и эксплуатации кораблей. 2. Логистический анализ (ЛА) на основе функционально-стоимостного метода (но не ограничиваясь) на всех стадиях ЖЦ кораблей, вооружения и техники, предусматривающий решение задач анализа и уточнение требований заказчика к технической готовности (боеготовности) кораблей; определение затрат и ресурсов, необходимых для поддержания кораблей в работоспособном состоянии; создание и ведение баз данных в составе PDM-систем проектантов и строителей кораблей для отслеживания и накопления этих параметров на этапах ЖЦ кораблей, вооружения и техники. 3. Создание и ведение электронных досье (базы данных) на эксплуатируемые корабли, вооружение и технику с целью накопления и использования фактических данных для оперативного определения потребностей в материальных ресурсах (ЗИП, материалы, оборудование, ГСМ) при техническом обслуживании и ремонте. 4. Применение стандартизированного документирования процессов поставки комплектующих изделий и предметов снабжения в системе материально-технического обеспечения с учетом требований современных стандартов. 5. Определение комплектности и достаточности ЗИП в составе комплектующих и собственных изделий в номенклатурном и количественном выражении для обеспечения заданного периода эксплуатации, выполняемого предприятиями – разработчиками изделий, проектантами и строителями кораблей. 6. Применение стандартизированных решений по единой кодификации предметов снабжения на основе федеральной системы каталогизации предметов снабжения. 7. Учет и управление запасами на складах и базах предприятий промышленности и в системе технического обеспечения ВМФ РФ. 8. Прогноз и определение потребности в материальных средствах, планирование поставок и формирование заявок, контрактов с предприятиями – поставщиками изделий с учетом требований по ценовой политике, размеру партий поставок, времени исполнения, контролю исполнения и др., проводимых заводами-строителями и организациями ВМФ. 9. Бюджетирование и управление (сопровождение) контрактов на поставку ЗИП и комплектующих изделий, выполняемых заводами-строителями и организациями ВМФ. Особое место в ИЛП занимает ЛА, представляющий собой формализованную технологию всестороннего исследования изделия и определения рациональных вариантов его использования в процессе эксплуатации на всех стадиях ЖЦ. Результаты ЛА оформляются в виде реляционной базы данных, включающей конструкторско-технологические и эксплуатационные данные. Как правило, база данных ЛА состоит из следующих типов таблиц: · А – требования по эксплуатации и обслуживанию; · B – показатели требуемого уровня обслуживания, данные причинно-следственного анализа возможных отказов, результаты анализа ремонтопригодности изделия; · С – выполняемые задачи, анализ выполняемых задач, данные по персоналу и поддержке эксплуатации; · E – данные о вспомогательном и учебном оборудовании, учебные материалы; · F – данные об инфраструктуре для поддержки эксплуатации; · G – требования к квалификации персонала. В целом ЛА соответствует программе обеспечения надежности кораблей и систем вооружения, формируемой для стадий их проектирования, строительства (изготовления) и эксплуатации ЦКБ – проектантом кораблей. ЛА – это основа для разработки интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР), которые являются основными документами по информационной поддержке эксплуатации и ремонта ВВТ. Нормативно-технические документы (НТД), необходимые для формирования ИЛП кораблей ВМФ РФ, нужно рассматривать в общем контексте разработки всего пакета НТД, обеспечивающего внедрение CALS-технологий в судостроение и в ВМФ РФ. Разработку НТД по ИЛП необходимо внести в общую «Программу создания НТД в области CALS-технологий в судостроении» с включением следующих документов. 1. ОСТ В…«Руководство по интегрированной логистической поддержке кораблей ВМФ на стадиях их жизненного цикла». Предназначен для использования при проектировании, строительстве, эксплуатации и ремонте наукоемких изделий в судостроительной отрасли. 2. РД «Руководство по проведению логистического анализа». Предназначен для ЛА качества принимаемых решений по наукоемким изделиям на стадии их проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта с целью снижения затрат на обеспечение постпроизводственных стадий ЖЦ изделий. 3. «Методика создания баз данных по результатам логистического анализа». Предназначена для определения перечня таблиц реляционной базы данных, в которую заносятся результаты ЛА. 4. ОСТ…«Словарь понятий по интегрированной логистической поддержке кораблей ВМФ РФ». В заключение следует отметить, что внедрение ИЛП должно обеспечить: · эффективное управление поставками предметов снабжения на основе учета и анализа запасов на складах, а также на торпедно- и ракетно-технических базах различного административного подчинения; · внедрение информационных технологий, дающих возможность построения производственной кооперации в виде «виртуальных» предприятий, обеспечивающих все этапы ЖЦ корабля, вооружения и техники; · сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт кораблей, вооружения и техники, исключающие использование бумажной документации на основе внедрения ИЭТР; · повышение конкурентоспособности изделий, произведенных в интегрированной среде с использованием системы ИЛП на всех этапах ЖЦ кораблей, вооружения и техники; · гарантию качества выпускаемых изделий за счет электронного документирования всех выполняемых процессов и процедур. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=659&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (0.87Mb) |
The article was published in issue no. № 1, 2003 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Унифицированный информационный интерфейс и его реализация в комплексной САПР
- Интегрированная система «микросреда»
- Общедоступные математические САПР для персональных компьютеров класса IBM PC
- Методы поисковой адаптации на основе механизмов генетики, самообучения и самоорганизации
- Правила построения автоматизированных информационных систем экспертной оценки и согласования
Back to the list of articles