Journal influence
Bookmark
Next issue
Abstract:
Аннотация:
Author: () - | |
Keywords: modeling, , |
|
Page views: 16672 |
Print version Full issue in PDF (1.83Mb) |
Применение существующих моделей массового обслуживания во многих случаях не является целесообразным, так как указанные модели неадекватно описывают процессы обслуживания в реальных условиях функционирования.
Так, классическая теория обслуживания предусматривает исследование многоканальной системы, где число приборов s равно числу каналов. В зависимости от вида систем массового обслуживания (СМО) каждый канал либо обслуживается независимо от других каналов (СМО без взаимопомощи), либо каналы обслуживают все свободные приборы или часть свободных приборов (СМО с полной или частичной взаимопомощью). Интенсивность потока обработки грузов каждого канала равна μ0. Вероятности обслуживания одной заявки зависят от числа работающих каналов обслуживания. Результирующая интенсивность обслуживания в n-м состоянии определяется на основе принципа линейной суперпозиции, то есть равна суммарной интенсивности всех приборов обслуживания и кратна расчетной интенсивности одного прибора μ0. Кроме того, процесс обслуживания считается непрогнозируемым и неуправляемым, то есть администратору СМО неизвестно число заявок, которые в ближайшее время поступят в систему, и он не может в зависимости от состояния СМО менять интенсивности приборов обслуживания. В реальных условиях функционирования различных СМО процессы обслуживания не адекватны указанным допущениям. В работе рассматривается СМО, управляемая администратором. Администратор определяет дисциплину очереди и дисциплину обслуживания, а также производит распределения ресурсов между отдельными каналами. Когда очередь заявок существенно возрастает, администратор может привлечь дополнительные ресурсы, тем самым существенно увеличивая интенсивность обслуживания отдельных каналов. В этом случае интенсивность обслуживания может меняться в зависимости от состоянии системы. Результирующая интенсивность обслуживания в состоянии En=rnμ0, где коэффициент интенсивности обслуживания rn может быть как целым, так и дробным числом. Если заняты все каналы, то есть n≥s, то предполагается, что rn=const (обычно rn=rmax). Обозначим вероятность нахождения системы в состоянии En в момент времени t через Pn(t), тогда всем состояниям системы будет соответствовать стохастический вектор: (1) Первые n+1 уравнений, описывающих СМО в стационарном режиме, можно представить в виде: ; , где – интенсивность потока заявок. Рассмотрим, какими свойствами должна обладать матрица интенсивностей, чтобы в СМО протекали марковские процессы. Для этого необходимо, чтобы все потоки событий, переводящие систему из одного состояния в другое, были пуассоновскими (простейшими), то есть элементы матрицы интенсивностей не изменялись во времени. Таким образом, коэффициенты rn (n=1,2,3...) могут принимать любые целые или дробные положительные значения, но должны оставаться постоянными величинами. Такая матрица интенсивностей обычно называется простейшей матрицей, а соответствующий случайный процесс – простейшим марковским процессом. Нормировочное условие можно записать следующим образом: , (2) где – приведенная плотность потока заявок. Вторая сумма (2) представляет сумму членов геометрической прогрессии. Отсюда: . (3) Выражение (3) является наиболее общим выражением для вероятности того, что все каналы свободны. В зависимости от дисциплины обслуживания (без взаимопомощи, с полной или частичной взаимопомощью, а также в случаях, когда интенсивность обслуживания отдельными каналами меняется в зависимости от состояния системы) значение коэффициентов ri, а следовательно, и элементов матрицы интенсивностей и переходов, будет меняться. Соответственно, будут меняться и выражения для вероятностей состояний системы. Но все они могут рассматриваться как частные случаи выражения (3). Можно показать, что среднее число заявок в очереди и в системе будет определяться выражениями: ; (4) . (5) Среднее время ожидания заявки в очереди и среднее время прибытия заявки в СМО имеет вид: ; (6) (7) Предлагаемые модели управляемой СМО были использованы для идентификации процессов обработки контейнерных грузов, а также для оптимального распределения ресурсов на специализированных терминалах морских портов. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=745&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (1.83Mb) |
The article was published in issue no. № 2, 2008 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Моделирование систем массового обслуживания с абсолютным приоритетом
- Информационно-вычислительная система моделированияи прогнозирования торфяных пожаров
- Программная система исследований динамики технологических процессов формования химических волокон
- Моделирование информационных процессов систем управления большими данными для решения задач кибербезопасности
- Алгоритм и программа расчета напряженно-деформированного состояния песчаных грунтов при циклическом нагружении
Back to the list of articles