Journal influence
Bookmark
Next issue
Analysis of problems in design and implementation of information systems in high schools
The article was published in issue no. № 3, 2009Abstract:In the publication the urgency of designing of information-technological systems and features of their introduction in educational process contains. Functions and structure of information-technological system in educational process are described. The information maintenance of administrative activity of the chief of school constructed on creation of information systems enables to lower difficulties and to expand sphere of information use.
Аннотация:Данная статья посвящена проектированию информационных систем (ИС) и особенностям их внедрения в образовательно-управленческий процесс. Информационное обеспечение управленческой деятельности вузов, построенное на создании информационных систем, дает возможность сократить трудности в обработке информации и расширить сферу ее использования.
В последнее десятилетие система образования Республики Казахстан претерпевает значительные изменения. Необходимость адекватной реакции на стремительно меняющийся экономический, общественно-политический, социальный контекст, несущий в себе все признаки глобализации, становится ведущим фактором, определяющим направление и содержание образовательных реформ. Новая парадигма высшего образования как важной составляющей мирового интеграционного процесса предусматривает создание нового образовательного пространства, которое обеспечило бы качественную подготовку будущих специалистов к профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2015 гг. стала основой для принципиально новых подходов к совершенствованию системы образования в стране. Цель концепции развития системы образования – создание новой модели подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров с учетом национальных традиций и менталитета страны, способствующей интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство и призванной обеспечить высококвалифицированными кадрами инновационно-приоритетные направления науки. Современный подход к системе образования предполагает развитие личностных и квалификационных характеристик, обеспечивающих в будущем конкурентоспособность выпускника [1]. Проектирование любой корпоративной информационной системы (КИС) всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить: требуемую функциональность системы и степень адаптации к изменяющимся условиям ее функционирования; необходимую пропускную способность системы; требуемое время реакции системы на запрос; безотказную работу в требуемом режиме, иными словами, готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей; простоту эксплуатации и поддержки системы; необходимую безопасность [2]. Проектирование КИС управления образованием должно содержать три основные области: 1)проектирование объектов данных, которые будут реализованы в БД; 2)проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; 3)учет конкретной среды или технологии, а именно, топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры, параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п. В реальных условиях проектирование – это поиск способа, удовлетворяющего требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений. К любому проекту предъявляется ряд абсолютных требований, например, максимальное время разработки проекта, максимальные денежные вложения в проект и т.д. Одна из сложностей проектирования информационных систем состоит в том, что оно не является такой структурированной задачей, как анализ требований к проекту или реализация проектного решения [3]. КИС управления образовательным процессом (УОП), являясь системой поддержки управления процессом обучения и принятия решения относительно повышения уровня ключевых компетенций среднего звена управленческого состава вуза и профессионального обучения студента, должна выполнять в образовательном процессе функции: · информационного ресурса, основанного на моделировании целевого планирования образовательного процесса, характеристик будущего специалиста, осваиваемых предметных областей, планирования индивидуального процесса обучения, характеристик информационной среды вуза; · системообразующего элемента в совокупности ИС поддержки процесса обучения, выступающего в качестве объективно необходимого фактора для организации образовательного процесса в целом; · экспертной системы, основанной на знаниях о качестве подготовки будущего специалиста; · информационно-поисковой системы, в задачи которой входят сбор, хранение и наглядное представление достигнутых результатов обучения в отношении к нормативным и индивидуальным целям обучения; · аналитической системы, которая обеспечивает субъектов образовательного процесса информацией для выявления учебно-методических и организационных условий развития ключевых компетенций и формирования профессионального уровня обучения студента. Под КИС УОП будем понимать систему сбора, хранения и обработки данных о результатах продвижения обучающегося к нормативным и индивидуальным целям обучения, требуемых для поддержки принятия решения о необходимости и возможности повышения качества подготовки в заданной предметной области. КИС УОП включает: - БД и БЗ, хранилища предметной, учебной и учебно-вспомогательной информации; - информационно-поисковые системы; - информационные системы поддержки образовательного процесса, в том числе реализующие конкретные методические технологии; - программные средства обучения; систему поддержки принятия решения (СППР) [3]. Структура и содержание отдельных компонент КИС УОП вариативны и зависят от специфики образовательного учреждения, уровня развития его информационно-образовательной среды. Основой КИС УОП является программно-целевой информационно-технологический комплекс ресурсов и систем (БД, энциклопедий, словарей, справочников, презентаций; экспертных, обучающих и контролирующих систем и т.д.) поддержки образовательного процесса. Согласованное функционирование в образовательном процессе различных компонент КИС УОП обеспечивается программно-целевым и стратегическим УОП; предметной практико-ориентированной организацией учебно-познавательной деятельности студента; мониторингом результатов продвижения обучающегося к нормативным и индивидуальным целям обучения. Интегрирующую функцию во взаимодействии различных компонент КИС УОП выполняет СППР [4]. СППР в составе КИС УОП выполняет функции сбора, хранения, обработки и представления информации, необходимой для анализа объективной составляющей, связанной с пониманием и оценкой учебных достижений на конкретном этапе обучения в соответствии с нормативными и индивидуальными планами студента. СППР образовательного назначения может включать несколько подсистем мониторинга: понятийная фиксация знаний, категориальное освоение предметной области, оценка квадранальной деятельности, фиксация процедурных знаний, оценка творческой деятельности и др. В целом назначение СППР заключается в поддержании постоянной мотивации для самообразования и повышения уровня профессионализма, а также в определении возможной индивидуальной образовательной траектории студента для развития предметных и профессиональных компетенций. Эффективность функционирования КИС УОП зависит от степени адекватности образовательным целям результатов формализованного моделирования содержания обучения и квалификационных характеристик будущего специалиста. При этом образовательный процесс должен быть представлен закономерной последовательностью информационных процессов, обеспечивающих достижение студентом нормативных и индивидуальных целей обучения. Внедрение в образовательный процесс КИС УОП, спроектированных на основе информационно-структурного подхода, должно осуществляться с учетом технологических характеристик информационной среды образовательного учреждения. Конструирование КИС УОП возможно на основе информационно-структурного подхода, в рамках которого образовательная система и ее компоненты рассматриваются в качестве информационной системы. Сегодня актуальна проблема создания технологии информационного обеспечения образовательно-управленческой деятельности вуза. Понимая КИС как взаимосвязанные совокупности средств, методов и персонала, используемые для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели, основываясь на их классификации по функциональному признаку, необходимо выделить четыре информационные системы вуза: профессорско-преподавательский состав, контингент студентов, учебный процесс, научно-методический процесс. Выделение именно этих систем как основополагающих обусловлено необходимостью, с одной стороны, охватить все информационные процессы, протекающие в образовательном учреждении, с другой – учесть взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов управленческой информации и избежать дублирования данных. Названные системы взаимосвязаны между собой и функционируют на всех уровнях управления. Важным условием информационного обеспечения на современном этапе является использование информационно-коммуникационных технологий. В последние годы появляется немало специальных программ по управлению вузом, составленных профессиональными программистами. Но при их практическом применении возникает ряд трудностей, связанных прежде всего с тем, что разработчик программы не учитывает всех особенностей управленческих задач конкретного вуза, а менеджер среднего звена ограничивается поверхностным представлением о возможностях компьютера. Обеспечение условий для эффективного обучения и самообразования с применением систем информационной поддержки образовательного процесса в результате функционирования КИС УОП является объективным фактором для организации образовательной системы в пределах конкретного образовательного учреждения. Ожидаемый эффект от внедрения КИС УОП зависит от степени реализации личностного и интеллектуального потенциала, а также уровня профессиональной квалификации среднего звена менеджеров вуза. В структуре каждой КИС можно выявить следующие обеспечивающие подсистемы: информационную, организационную, программную и правовую. Информационная подсистема содержит унифицированные системы документации, схемы информационных потоков. Организационная подсистема регламентирует взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации информационной системы, определяет области управленческих задач, подлежащих автоматизации, распределяет функциональные обязанности каждого при решении этих задач. Программная подсистема состоит из комплекса технических средств, используемых при функционировании информационной системы, и совокупности всех программ, в том числе прикладных, как общего, так и специального назначения. Правовая подсистема включает в себя совокупность правовых норм, определяющих создание и функционирование информационной системы: должностные инструкции, локальные нормативные акты, положения о порядке использования информации. Такая организация информационного обеспечения дает возможность использовать большие объемы управленческой информации, сопоставлять показатели, производить быстрый поиск и обработку данных, а значит, осуществлять выбор наилучшего варианта из возможных и принимать оптимальные управленческие решения. В заключение отметим, что сегодня для успешной организации управленческой деятельности вуза необходимо уметь не только анализировать образовательный процесс, но и выявлять наиболее значимые проблемы, находить эффективные пути их решения. Также необходимо оптимизировать управленческую деятельность вуза в связи с возрастающими требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации. Для этого существует информационное обеспечение, которое представляет собой совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач. Литература 1. Актаева А.У. Основные направления совершенствования системы подготовки и аттестации научных «…» // Непрерывное экономическое образование: Модернизация обучения и методического обеспечения-2008.: матер. 3-й Республик. учеб.-методич. конф. Алматы. 2008. С. 281–290. 2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2002. 3. Благодатских В.А., Волнин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных средств. М.: Финансы и статистика, 2003. 4. Fagin R.A. Normal Form for Relational Databases That is Based on Domains and Key // ACM Transactions on Database Systems. 1981. V. 6, № 3, pp. 387–415. 5. Кренке Д. Теория и практика построения баз данных. СПб: Питер, 2005. 6. Джен Л. Харрингтон Проектирование реляционных баз данных. М.: Изд-во «Лори», 2006. |
Permanent link: http://swsys.ru/index.php?id=2323&lang=en&page=article |
Print version Full issue in PDF (4.21Mb) |
The article was published in issue no. № 3, 2009 |
Perhaps, you might be interested in the following articles of similar topics:
- Управление агропромышленным предприятием в условиях информационной экономики
- Автоматизация задач повседневной деятельности как направление модернизации комплекса средств автоматизации морской спасательной операции
- Система поддержки принятия решений при определении нозологической формы гепатита
- Коэволюционный подход к проектированию аналоговых микросхем
- Разработка обучаемой специализированной информационно-поисковой системы
Back to the list of articles