Важнейшей составляющей работы как вуза в целом, так и отдельных его подразделений и сотрудников является научная деятельность (НД). По ее интенсивности и результативности, наличию в ней инновационной составляющей можно судить о соответствии вуза своему статусу. Научно-исследовательская деятельность вуза – главное средство повышения квалификации преподавательского состава и лучший способ привлечения студентов к нестандартной, творческой работе по изучаемому предмету. Исследовательская деятельность рассматривается как составная часть обязанностей всех членов коллектива вуза.
Для поддержки и развития НД вуза необходимо применять адекватные методы и современные технологии управления. К эффективным инструментальным средствам управления относятся информационно-аналитические системы (ИАС). ИАС поддержки научной деятельности, входящая в корпоративную информационную среду вуза, является наиболее совершенным средством управления, поскольку способна оперировать огромными массивами информации, связанными с объектом управления, интегрировать информационно-аналитическую поддержку научной деятельности с поддержкой других видов деятельности вуза – учебной, экономической и др. [1].
Вопросы структурно-технической организации, функционального состава, технологии применения АСУ научно-исследовательской работой в вузах рассматриваются во многих публикациях, например в [1–4].
Одним из центральных вопросов, решаемых при создании ИАС НД, является определение показателей, которые должны использоваться для оценки продуктивности, качества и эффективности НД вуза в целом, а также его подразделений и сотрудников. От состава показателей зависят набор данных, которые должны храниться в БД системы, технология и алгоритмы их обработки, содержание пользовательских интерфейсов и ряд других проектных решений, поэтому, по мнению авторов данной публикации, вопросы моделирования предметной области следует рассматривать во взаимосвязи с составом и содержанием показателей эффективности НД в вузе.
После определения состава показателей НД, которые будут оцениваться средствами создаваемой ИАС, требуется выполнить их формализацию и проработать вопросы технологии подготовки соответствующих первичных данных и их обработки, для чего необходимо создание ряда функциональных, информационных, математических моделей.
К показателям оценивания НД предъявляются противоречивые требования, которые следует учитывать при выборе или синтезе показателей, а также при разработке средств информационной поддержки НД:
- достаточно полная характеристика направления работ;
- минимальная трудоемкость процессов формирования значений показателей;
- возможность оценивания НД, выполняемой отдельными сотрудниками, подразделениями, группами подразделений, вузом.
Для подготовки методики создания информационного и программного обеспечения ИАС на основе анализа показателей НД следует использовать совокупность моделей, позволяющую соз-давать корректные компоненты всех видов обеспечения системы: аналитические и графовые модели, а также модели «сущность–связь» и функциональные модели в формате IDEF0 (вместо последних могут использоваться объектно-ориентированные модели).
Модели могут быть разработаны индивидуально для каждого показателя или для группы логически связанных показателей. Кроме того, следует проанализировать особенности вычислительных процессов и выработать предложения по их оптимизации.
Рассмотрим примеры моделей для некоторых типичных показателей оценки НД вуза с учетом Постановления Правительства РФ «Об оценке результативности деятельности научных организаций…».
1) Общий объем НИР (Vобщ) и объем НИР за счет собственных средств (Vвнутр) (тыс. руб.); значения показателей вычисляются для каждого объекта оценивания – подразделения, факультета, вуза:
, (1)
, (2)
где Vi – объем i-й НИР (тыс. руб.); K, Kвнутр – соответственно общее количество договоров и количество внутренних договоров на выполнение НИР по объекту исследования.
2) Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме выполненных научной организацией работ, услуг (%):
. (3)
3) Внутренние затраты на исследования и разработки, отнесенные к численности исследователей (тыс. руб./чел.):
. (4)
4) Среднегодовой объем НИР на одного исследователя за последние пять лет (тыс. руб./чел.):
. (5)
5) Среднегодовой объем внутренних НИР за последние пять лет:
, (6)
где K5, Kвнутр,5 – соответственно общее количество и количество внутренних выполненных и профинансированных за пять лет НИР; Nиссл, 5 – среднегодовое количество сотрудников, отнесенных к категории исследователей.
Для первых четырех показателей граф зависимости промежуточных и результатных показателей включает первичные оперативные данные и классификаторы (фрагмент графа зависимостей показателей см. на рис. 1). Граф показывает, какие данные должны хранить в БД системы для вычисления определенных показателей НД и от каких первичных и промежуточных данных зависят результатные показатели.
На основе декомпозиции и анализа содержания сформулированных целей и задач процесса управления НД, а также определенных формализованных показателей разработаны функциональные модели, используемые для синтеза ПО ИАС, например, функциональная модель типичного процесса учета НИР в вузе без учета возможных подпроцессов по работе с рекламациями заказчиков включает четыре подпроцесса (рис. 2, 3). Для внутренних НИР вместо выписки из банковского счета должны использоваться другие или дополнительные документы, например, ведомости оплаты.
На основе графовой и функциональных моделей разработана диаграмма классов (рис. 4). В нее входят следующие группы классов: справочники (Кафедра, Тип_участника_НИР, Источник_финансирования, НТ_направление, Объект_финансирования, Статус_НИР, ЛКСЭЦ, Характер_НИР, Область_науки, Классификатор_ГРНТИ, Код_ГРНТИ, Вид_приказа), персональные данные участников (Студент, Сотрудник, Приказ, Содержание_приказа) и данные по НИР (НИР, Участник_НИР, Этап_НИР, Оплата_НИР, Статистика).
Вычисление показателей, характеризующих НД за пять лет и включающих данные о количестве исследователей, может выполняться по различным правилам, содержание которых влияет на производительность и надежность процессов обработки данных.
Непосредственное использование (1) и (2) требует наличия в БД ИАС НД первичных данных за пятилетний период, количество которых велико, и достаточно сложных и многократно повторяемых процедур обработки данных, что требует существенных затрат времени. Кроме того, за такой период накопления данных возможна их частичная потеря (это могут быть и документы НИР, и приказы на сотрудников); продолжительная обработка накопленных данных сопряжена с вероятностью сбоев системы. Для снижения риска проявления негативных факторов можно использовать обработку данных, накапливаемых в течение определенного периода (одного года или полугодия). Обработка данных, накопленных за полугодие, для вуза предпочтительнее, так как требуется формирование отчетных данных за учебный и за календарный год.
Поэтому выражения (5) и (6), использующиеся для вычисления P5,1 накапливаемых за полугодие данных, следует преобразовать в (3) и (4):
, (7)
где VНИР, i – объем НИР, выполненных за i-е полугодие в рамках рассматриваемого пятилетия,
. (8)
Величину Nиссл, 5 наиболее просто можно оценить на основе среднесписочных значений за i-е полугодие ():
, (9)
, (10)
где Nиссл,i,H, Nиссл,i,K – количество сотрудников, отнесенных к категории исследователей, на начало и окончание i-го полугодия.
Для повышения оперативности получения данных о результатах НИР в качестве периодов накопления и промежуточной обработки можно использовать квартал или месяц. В этом случае следует внести соответствующие изменения в (7) и (8) для вычисления значений показателей за пятилетку.
Использование рассмотренной технологии моделирования показателей НД позволит обеспечить создание корректных компонентов информационного, программного, методического обеспечения ИАС вуза.
Литература
1. Новиков Д.А., Суханов А.Л. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах М.: Ин-т управления образованием РАО, 2005. 80 с.
2. Говорков А.С. Автоматизация организационно-управленческих аспектов научной деятельности вуза // Университетское управление. 2009. № 6. С. 13–18.
3. Котляров И.Д. Управление продуктивностью научной работы профессорско-преподавательского состава // Университетское управление. 2009. № 5. С. 41–48.
4. Мелехин В.А., Хеннер Е.К. Структурно-информаци-онная модель научной деятельности классического университета // Университетское управление. 2008. № 6. С. 85–95.