Сложные трубопроводные системы, являясь одним из наиболее распространенных видов технических устройств промышленных предприятий, в значительной мере определяют эффективность и безопасность функционирования всего производства [1]. В условиях эксплуатации надежная работа трубопроводов обеспечивается системой технического обслуживания и ремонта (ТОиР) (ГОСТ 18322-78). Одним из существенных факторов, определяющих качество ТОиР, является интегрированная логистическая поддержка (ИЛП). ИЛП – это совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий (в том числе показателей, определяющих готовность: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность и др.) при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией (ГОСТ Р 53394–2009). При этом полагается, что принципы ИЛП должны реализовываться на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) изделий.
В настоящее время ИЛП промышленных трубопроводных систем осуществляется преимущественно с использованием разрозненных (неинтегрированных) комплексов программ, что объективно обусловливает следующие существенные недостатки в организации ИЛП:
– многократное дублирование большого количества рутинных, неавтоматизированных процедур;
– низкая скорость компьютерного формирования текущей технической документации и выполнения необходимых инженерно-технических и организационно-управленческих расчетов;
– противоречивость и искажение данных;
– сложность обмена информацией между субъектами ЖЦ трубопроводных систем;
– трудоемкость процедур систематизации и анализа данных по трубопроводным системам.
Указанные недостатки значительно снижают качество ИЛП и, как следствие, показатели надежности эксплуатации, промышленной и экологической безопасности, а также экономической эффективности предприятий в целом.
Анализ состояния научных исследований по компьютеризации ИЛП в различных отраслях промышленности показал, что устранить пере- численные выше недостатки можно с помощью комплекса программ, разработанного с учетом современных концепций ИЛП, концепции ин- тегрированной информационной среды (ИИС) (Р 50.1.031-2001) и специальных информационно-технологических (ИТ) инструментов, основанных на использовании методов математического моделирования, теории искусственного интеллекта и методов логистики ресурсосбережения в сфере организации производства [2].
В соответствии с вышеизложенным в статье приведены результаты разработки архитектуры, вычислительно-сетевой структуры и ИТ инструментов комплекса программ «Трубопровод» [3], применение которого позволит устранить недостатки, возникающие при интегрированной логистической поддержке ЖЦ промышленных трубопроводных систем с помощью разрозненных комплексов программ.
Архитектура и вычислительно-сетевая структура комплекса программ «Трубопровод»
Архитектура комплекса программ «Трубопровод» содержит БД, ПО и является открытой для информационного обмена с внешними комплексами программ (рис. 1). БД содержит интеллектуальное и информационное обеспечение, которое необходимо для формализации режимов функционирования и выполнения эвристико-вычислительных процедур ИЛП ЖЦ трубопроводных систем промышленных предприятий.
Интеллектуальное обеспечение состоит из продукционных баз знаний (ПБЗ), разработка которых осуществлялась с помощью рассмотренных ниже продукционных моделей представления знаний о промышленных трубопроводных системах.
Информационное обеспечение включает восемь логических разделов, имеющих следующее назначение.
· ПБД (переменная БД) включает два подраздела: «Трубопроводы» и ПКА (поршневые компрессорные агрегаты). Первый содержит электронные паспорта трубопроводов, второй – электронные паспорта поршневых компрессоров, а также характеристики буферных емкостей и дроссельных диафрагм – устройств, предназначенных для гашения энергии возбуждаемых компрессором и разрушающе воздействующих на трубопроводы пульсаций давления рабочей среды [4, 5].
· НБД (нормативная БД) содержит сведения из нормативно-технической документации по трубопроводам и их конструкционным элементам, включая стандарты технических требований и сортаментов, материалы изготовления и номинальные размеры конструкционных элементов, нормализованные значения условных диаметров и давлений.
· БМСС (база механических свойств сталей) содержит механические свойства нескольких десятков сталей, необходимые для автоматизированного расчета отбраковочных толщин стенок и массы элементов трубопровода.
· БИЭТ (база изображений элементов трубопровода) содержит более пятидесяти стандартизованных условных геометрических изображений элементов трубопровода, используемых для построения изометрических схем.
· БШД (база шаблонов документов) содержит более 60 структурированных текстовых шаблонов, выполненных в формате Microsoft Office и необходимых для автоматического формирования различных видов документации по трубопроводам, включая спецификацию, паспорт, свидетельство о монтаже, перечень технологических трубопроводов, акт испытаний.
· БЗТС (база замеров толщины стенки) содержит результаты замеров толщины стенки, используемые при автоматизированном формировании актов ревизии и отбраковки, а также при расчете остаточного ресурса трубопровода.
· БТИМ (база теплоизоляционных материалов) содержит марки и свойства теплоизоляционных материалов, которые необходимы для автоматизированного расчета толщины слоя теплоизоляции и площади поверхности ее покрытия.
· БИЭС (база изображений элементов сварки) содержит несколько десятков изображений для условного обозначения способов разделки (подготовки) кромок свариваемых элементов трубопровода, используемых при формировании технологических карт сварки и ремонта.
ПО комплекса программ «Трубопровод» (см. рис. 1) представлено клиентским и программным интерфейсами, а также расположенными на компьютере клиента одиннадцатью функциональными модулями следующего назначения.
М1: Модуль информационной безопасности и криптографии – предназначен для защиты комплекса программ «Трубопровод» от несанкционированного доступа и подтверждения действий пользователя электронной цифровой подписью.
М2: Модуль связи с БД – осуществляет взаимодействие с БД по запросам функциональных модулей компьютера клиента, переданным через программный интерфейс.
М3: Модуль работы с паспортно-технической документацией – с помощью разделов БД НБД, БМСС, БПЗ, ПБД и эвристическо-вычислительных алгоритмов выполняет расчет и обработ- ку паспортно-технических данных трубопровода. С помощью раздела БД БШД формирует сле- дующую паспортно-техническую документацию по трубопроводу: паспорт, спецификация, отчет по комплектации, отчет об отбраковочных толщинах и скоростях коррозии, отчет о результатах проверки соответствия материала изготовления элементов трубопровода требованиям нормативно-технической документации.
М4: Модуль геометрических построений – с помощью раздела базы данных «БИЭТ» осуществляет процедуры построения и редактирования изометрической схемы трубопровода; изображает трубопровод в 3D пространстве.
М5: Модуль формирования монтажной документации – используя разделы БД БИЭС и БШД, обеспечивает ввод данных о монтаже, автоматическое формирование технологической карты сварки и полного пакета документации по результатам монтажа трубопровода.
М6: Модуль формирования документации по ТОиР – используя разделы БД БШД, БЗТС, БТИМ, БИЭТ, БИЭС, БПЗ и ПБД, формирует следующую ремонтно-техническую документацию: акты технического обследования, отбраковки и испытаний, технологические карты ремонта, коррозионные карты трубопровода, заключения о проведении неразрушающего контроля, заключение об экспертизе сварных соединений, удостоверения о качестве ремонта и другие документы, необходимые для ИЛП трубопроводных систем.
М7: Модуль формирования сводных отчетов по трубопроводам – используя разделы БД ПБД и БШД, формирует около сорока сводных отчетов по трубопроводам установки, производства, предприятия или по произвольно выбранной группе трубопроводов, в том числе перечень трубопроводов, комплектация трубопроводов, план-график диагностирования трубопроводов.
М8: Модуль расчета остаточного ресурса – используя разделы БД ПБД и БЗТС, осуществляет расчет гамма-процентного остаточного ресурса трубопровода. По результатам расчета автоматически формируется отчет.
М9: Модуль формирования файлов данных – используя разделы БД БШД и ПБД, осуществляет запись информации по трубопроводам в структурированные файлы данных открытого формата с целью их последующей передачи в комплексы программ: «SAP R/3» (система управления ресурсами предприятия), «PCMS» (система управления рисками и надежностью оборудования), «Старт» (система расчета трубопроводов на прочность и жесткость).
М10: Модуль расчета буферов и диафрагм – используя данные подразделов ПБД, позволяет рассчитать оптимальные значения объема буферных емкостей и диаметра отверстия дроссельных диафрагм, применяемых для гашения пульсаций давления рабочей среды.
М11: Модуль расчета теплоизоляции – используя разделы БД ПБД, БТИМ и БШД, осуществляет расчет толщины теплоизоляции трубопровода и поверхности ее покрытия, формирует отчет по результатам расчета.
Клиентский интерфейс обеспечивает диалог пользователя с функциональными модулями комплекса программ. Программный интерфейс осуществляет идентификацию элементов объектной (функциональные модули) и реляционной (сервер БД и БЗ) моделей данных.
Информационная организация вычислительно-сетевой структуры комплекса программ «Трубопровод» осуществлена через централизованный сервер БД предприятия (рис. 2). Использование централизованного сервера повышает доступность и своевременность предоставляемой информации, исключает противоречивость, искажение и дублирование данных при одновременном обеспечении к ним доступа всех пользователей компьютерной сети предприятия. Возможность подключения к серверу предприятия терминального сервера обеспечивает доступ к информации по трубопроводам удаленным пользователям.
Информационно-технологические инструменты комплекса программ «Трубопровод»
К информационно-технологическим инструментам комплекса программ «Трубопровод» от- носятся логико-информационные модели, фреймовые и продукционные модели представления знаний, а также эвристическо-вычислительные алгоритмы, осуществляющие формализацию режимов функционирования и выполнения эвристико-вычислительных процедур ИЛП ЖЦ трубопроводных систем промышленных предприятий.
Комплексная логико-информационная модель. Данная модель ИЛП ЖЦ трубопроводных систем (рис. 3) содержит три блока моделей, адаптированных к соответствующим этапам ЖЦ и увязанных в единую информационную структуру с целью создания комплексного представления о трубопроводах, необходимого для решения сложных инженерно-технических и организационно-управленческих задач ИЛП на всех этапах ЖЦ.
Модель (см. рис. 3) отличается учетом концепций системного подхода [6] и сложных взаимосвязей между различными этапами ЖЦ, что позволяет автоматизировать ИЛП трубопроводных систем и обеспечить взаимодействие всех ее субъектов в едином информационном пространстве, при этом исключается выполнение дублирующих процедур и увеличивается скорость обмена данными, что способствует повышению качества и снижению стоимости ТОиР трубопроводов. Обмен данными внутри модели и с внешними комплексами программ осуществляется посредством БД.
На стадии детализации комплексной модели с целью снижения высокой размерности общей задачи ИЛП использовался метод декомпозиции, в результате применения которого комплексная модель (см. рис. 3) была сведена к логико-информационным моделям: проектируемых, монтируемых, эксплуатируемых и ремонтируемых трубопроводов. Эти модели разрабатывались с использованием методологии IDEF0 [7], широко применяемой в CALS-технологиях [8–10], а также с помощью методологии системного подхода [6] и концепции ИИС, которые могут учитывать существующие взаимосвязи между операциями внутри этапов и операциями между этапами ЖЦ, что позволяет автоматизировать и оптимизировать ИЛП трубопроводных систем как сложный организационно-технологический процесс.
Блок-схема логико-информационной модели ИЛП проектируемых трубопроводных систем приведена на рисунке 4.
Использование разработанных логико-информационных моделей обеспечивает взаимодействие субъектов ИЛП ЖЦ трубопроводных систем в едином информационном пространстве, что позволяет исключить дублирование и повысить скорость выполнения процедур ИЛП, а также увеличить скорость обмена данными. Результатом будут повышение качества и снижение стоимости технического обслуживания и ремонта трубопроводов. При этом логико-информационные модели могут использоваться как автономно, так и в составе единой информационно-структурированной системы – комплексной логико-информационной модели (см. рис. 3).
Фреймовые модели представления знаний. Декларативные знания о трубопроводных системах представлены фреймами. Фреймы относят к моделям структурно-лингвистического типа и применяют для моделирования и переработки разнообразных знаний различных производственных объектов [11]. Разработка фреймов осуществлялась с применением концептуального и таксономического анализа данных о промышленных трубопроводных системах, выполненного с помощью научно-технической, паспортной, эксплуатационной и ремонтной документации, а также с учетом знаний экспертов прикладной области. Разработаны следующие фреймовые модели: «Технико-технологические характеристики трубопровода», «Конструкционные характеристики трубопровода», «Технико-технологические характеристики поршневых компрессорных агрегатов» и «Конструкционные характеристики поршневых компрессоров».
Пример модели «Технико-технологические характеристики трубопровода» приведен на рисун- ке 5. Эта модель представляет сеть фреймов, где введены следующие обозначения: Q = (q1, …, qi, …, qn) – атрибуты; A = (ai,1, …, ai,j, ai,m) – характеристики атрибутов, где – порядковый номер атрибута, n – количество атрибутов фрейма, – порядковый номер характеристики i-го атрибута, m – количество характеристик i-го атрибута; Рпр – давление испытаний на прочность; Рпл – давление испытаний на плотность; Рг – давление испытаний на герметичность; Рmax и Pmin – максимальное и минимальное давление рабочей среды; tmax и tmin – максимальная и минимальная температура рабочей среды.
Отличием разработанных фреймовых моделей является учет нормативно-технических и паспортно-технических требований к проектируемым, монтируемым, эксплуатируемым и ремонтируемым трубопроводам и поршневым компрессорам промышленных предприятий, что позволяет автоматизировать и существенно повысить качество ИЛП ЖЦ трубопроводных систем, а, следовательно, экономическую эффективность и промышленную безопасность эксплуатации предприятия в целом.
Продукционные модели представления знаний. Интеллектуальные знания об ИЛП ЖЦ трубопроводных систем описаны продукционными моделями представления знаний [11, 12]. Формирование продукционных моделей осуществлялось с помощью анализа нормативно-технической, паспортной, эксплуатационной и ремонтной документации, а также с учетом знаний экспертов прикладной области. Продукционные модели совместно с логико-информационными моделями ИЛП ЖЦ трубопроводных систем и фреймовыми моделями представления знаний о трубопроводах необходимы для разработки формализованных эвристико-вычислительных процедур ИЛП и содержат наборы продукционных правил, каждое из которых имеет вид: PR::= ЕСЛИ (условие применимости), ТО (действие) [11]. Например, продукционное правило выбора характеристик классификации трубопроводов – типа Тт, группы Гр и категории Кт имеет следующий вид: PRI::= ЕСЛИ ((ТсрI, (PI, R2), (tI, R2), ДоI, ТтI, ГрI, КтI)ÇáТср, P, t, Доñ¹Æ), ТО (Тт = ТтI Ù Гр = ГрI Ù Кт = КтI), где Тср – тип среды по классу опасности; P и t – избыточное давление и температура рабочей среды трубопровода; До – диаметр, определяющий тип трубопровода; (PI, R2), (tI, R2) – допустимые нормативно-технической документацией диапазоны значений давления и температуры; R2 – отношение бинарности; I – идентификатор строки в модели представления знаний; Ç – операция пересечения множеств.
Разработано более тридцати наборов продукционных моделей представления знаний об общих технических характеристиках трубопроводов и характеристиках их конструкционных элементов. В таблицах 1 и 2 приведены примеры продукционных моделей представления знаний о фланцах и фланцевых соединениях, где Pymin, Pymax – нормативно-допустимые значения условного давления фланцев, МПа; Ду – условный диаметр фланца; TpF – тип фланца; СТТ – стандарт на технические требования; СКР – стандарт на конструкцию и размеры; СПР – стандарт на присоединительные размеры; Исп – номер исполнения фланца; Ст – марка стали; ССт – стандарт на сталь; nc – номер позиции фланцевого соединения; d, n – диаметр и количество болтовых отверстий фланца; nfa и nfb – номера позиций фланцев в соединении; здесь и далее индекс а обозначает соответствие характеристик фланцу с номером позиции nfa, а индекс b – с номером позиции nfb.
Продукционные модели представления знаний, приведенные в таблице 1, используются для автоматизированного поиска фланцев, характеристики которых соответствуют требованиям нормативно-технической документации при заданных параметрах рабочей среды; продукционные модели представления знаний, приведенные в таблице 2, – для проверки фланцев на совместимость (возможность соединяться).
Эвристическо-вычислительные алгоритмы. Разработанные эвристическо-вычислительные алгоритмы ИЛП ЖЦ промышленных трубопроводных систем отличаются применением переменной БД, продукционной БЗ и базы механических свойств сталей, что позволяет автоматизировать расчет, проверку и поиск соответствующих требованиям нормативно-технической документации значений общетехнических и конструкционных характеристик элементов трубопроводов. При разработке эвристическо-вычислительных алгоритмов использовались процедуры дискретного, линейного, циклического программирования и результаты тщательного анализа научно-технической, нормативно-технической, паспортно-технической документации и знаний экспертов.
Разработаны эвристическо-вычислительные алгоритмы выбора и расчета значений характеристик пяти типов конструкционных элементов трубопровода – «труба», «отвод», «фланец», «переход», «тройник» и двух типов фланцевых соединений – «плоские приварные» и «приварные встык». Разработанные с учетом требований нормативно-технической документации эвристи- ческо-вычислительные алгоритмы позволяют автоматизировать определение значений характе- ристик указанных выше конструкционных элементов и соединений. Общее условие поиска рекомендуемых нормативно-технической документацией значений характеристик элементов в алгоритмах представлено выражением
(kef,1, …, kef,i, …, kef,nf)Ç áПТfñ ¹ Æ, (1)
где kef,i – i-я характеристика f-го типа элемента трубопровода, , nf – количество характеристик конструкционного элемента f-го типа; , Nf – количество типов элементов трубопровода; áПТfñ – разнородное подмножество технико-технологических параметров трубопровода, необходимых для определения конструкционных характеристик элемента f-го типа.
Для элемента «Труба» условие (1) запишется в следующем виде: (Тср, (Ду, R2), (t, R2), Py, Дн, Sн, (S, R2), (s, R2), Ст, ССт, СТТ, ГСт, Ттр, ВИ, Срт)Ç(Тср, t, Р, Дн) ¹ Æ, где Ру – условное давление; Дн – наружный диаметр; Sн – номинальная толщина стенки; (S, R2) – нормативный диапазон значений толщин стенки; ГСт – группа стали; Ттр – тип труб; ВИ – вид испытаний; Срт – стандарт на сортамент; (s, R2) – нормативный диапазон расчетных напряжений в элементе от воздействия внутреннего давления.
На рисунке 6 представлен пример алгоритма выбора нормативно-допустимых значений конструкционных характеристик элемента «фланец», где добавлены следующие переменные и условные обозначения: ОЗУ – оперативное запо- минающее устройство; ТЭ – тип элемента трубопровода; dн, dв, b, D, D1, D2, h, h1, h2, M – геометрические характеристики фланца по НТД; Р20 – условное давление в пересчете на 20 °С; [s]20, [s]t – допускаемое напряжение при температуре 20 °C и при рабочей температуре соответственно, МПа; nF, nK, nП – количество наборов продукционных правил для выбора стандартов на технические требования, конструкцию и размеры, и присоединительные размеры.
Аналогичные эвристическо-вычислительные алгоритмы разработаны для определения конструкционных характеристик и других указанных выше элементов трубопровода.
Разработанный эвристическо-вычислительный алгоритм проверки совместимости фланцев приведен на рисунке 7, где добавлены следующие переменные и условные обозначения: MpF – множество допустимых пар исполнений фланцев; RFa и RFb – промежуточные переменные; Шр – шаг резьбы; ТСВ – тип среды по веществу; Др – диаметр резьбы; d – количество строк с наборами для определения характеристик (в зависимости от индекса здесь и далее) – шпилек и гаек (Sg), гаек (g), материала прокладок (Pr), геометрии прокладок (gP), шпилек (S); Мр – марка детали; Мпр – ма- териал прокладки; Стпр – стандарт прокладки; Дср – средний диаметр прокладки; Впр – шири- на прокладки; Sпр – толщина прокладки; и lS – расчетная и номинальная длины шпилек; – границы нормативного диапазона длин шпилек; hg – высота гайки; ng, nS – количество гаек и шпилек.
Алгоритм (рис. 7) отличается тем, что, учитывая параметры рабочей среды и конструкционные характеристики фланцев, с помощью продукционной БЗ позволяет осуществить проверку конструкционной совместимости фланцев, образующих соединение, и определить характеристики элементов фланцевых соединений – гаек, прокладок и шпилек.
Таким образом, в статье указаны недостатки осуществления интегрированной логистической поддержки ЖЦ промышленных трубопроводных систем с помощью разрозненных комплексов программ. Установлено, что для устранения указанных недостатков необходимо применять комплекс программ, разработанный с учетом современных концепций интегрированной логистической поддержки, концепции интегрированной информационной среды и специальных информационно-технологических инструментов, основанных на использовании методов математического моделирования, теории искусственного интеллекта и методов логистики ресурсосбережения в сфере организации производства.
Описаны архитектура, вычислительно-сете- вая структура и информационно-технологические инструменты, использованные при разработке комплекса программ «Трубопровод», отвечающего современным требованиям интегрированной логистической поддержки ЖЦ промышленных трубопроводных систем. Архитектура комплекса программ содержит БД, программное обеспечение и является открытой для информационного обмена с внешними программными системами.
БД включает информационное и интеллек- туальное обеспечение. Информационное обеспечение состоит из восьми логических разделов, разработано с помощью фреймовых моделей представления знаний о ИЛП ЖЦ промышленных трубопроводных систем и содержит переменные, справочные и нормативно-технические данные по трубопроводам. Дано краткое описание разделов информационного обеспечения БД.
Интеллектуальное обеспечение БД содержит наборы продукционных правил, созданные с помощью продукционных моделей представления знаний о технико-технологических и конструкционных характеристиках трубопроводных систем и поршневых компрессорных агрегатов.
Программное обеспечение комплекса программ «Трубопровод» состоит из одиннадцати функциональных модулей, а также программного и клиентского интерфейсов. Дано краткое описание назначения функциональных модулей и интерфейсов.
Приведена вычислительно-сетевая структура разработанного комплекса программ, включающая централизованный сервер предприятия, соединенные с ним по радиальной схеме компьютеры клиентов и терминальный сервер удаленного пользователя.
Даны примеры использованных при разработке комплекса программ «Трубопровод» информационно-технологических инструментов: комплексная логико-информационная модель ИЛП ЖЦ трубопроводных систем; логико-информационная модель проектируемого трубопровода, фреймовая модель представления знаний о технико-технологических характеристиках трубопровода, продукционные модели представления знаний о фланцах и фланцевых соединениях; эвристическо-вычислительные алгоритмы, формализующие процессы выбора фланцев и проверки их совместимости.
Автор выражает искреннюю благодарность члену-корреспонденту РАН Мешалкину В.П. за ценные научные консультации и методическую помощь.
Автор признателен к.т.н., доценту Мырзину Г.С. и ведущему программисту Власову В.Г. за большую практическую помощь в разработке и программной реализации проекта комплекса программ ИЛП ЖЦ трубопроводных систем промышленных предприятий.
Литература
1. Кафаров В.В., Мешалкин В.П. Проектирование и расчет оптимальных систем технологических трубопроводов. М.: Химия, 1991. 362 с.
2. Мешалкин В.П. Логистика и электронная экономика в условиях перехода к устойчивому развитию. Москва–Генуя: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. 573 с.
3. Мошев Е.Р. Разработка автоматизированной системы для интегрированной логистической поддержки технологических трубопроводов // Химическая промышленность сегодня. 2014. № 5. С. 32–43.
4. Мошев Е.Р., Ромашкин М.А. Модели и алгоритмы расчета устройств для гашения пульсаций газообразной среды в трубопроводных системах // Прикладная информатика. 2014. № 2 (50). С. 56–75.
5. Пластинин П.И. Поршневые компрессоры. Т. 1. Теория и расчет. М.: КолосС, 2000. 456 с.
6. Кафаров В.В., Мешалкин В.П. Анализ и синтез химико-технологических систем. М.: Химия, 1991. 432 с.
7. Марка Дэвид А. и Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. М.: Метатехнология, 1993. 243 с.
8. Емельянов С.Г., Овсянников М.В., Схиртладзе А.Г., Захаров И.С., Колчин А.Ф., Червяков Л.М., Коротков И.А. Управление техническим документооборотом на основе CALS-технологий. М.: Славянская школа, 2005. 295 с.
9. Кондаков А.И. САПР технологических процессов. М.: Академия, 2007. 272 с.
10. Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф., Ибрагимов И.М., Никифоров А.Д. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения: принципы, системы и технологии CALS/ИПИ. М.: Академия, 2007. 304 с.
11. Мешалкин В.П. Экспертные системы в химической технологии. Основы теории, опыт разработки и применения. М.: Химия, 1995. 368 с.
12. Батенькина О.В. Использование искусственного интеллекта в системах автоматизации технологической подготовки производства // Передовые информационные технологии, средства и системы автоматизации и их внедрение на российских предприятиях: сб. тр. Междунар. конф. AITA-2011. М.: Изд-во ИПУ РАН, 2011. С. 729–734.