Разработка ПО современных интернет-порталов и платформ [1] должна осуществляться с учетом требований по поддержке активности пользователей. Для многих ресурсов рост ежедневного количества посетителей является принципиальным показателем их эффективности. Различные интернет-площадки предоставляют поставщикам и потребителям услуг определенные средства коммуникации, от востребованности, удобства и привлекательности которых зависит успех разработки. Особенно актуальна данная задача в условиях цифровой экономики [2], обеспечивающей высокий уровень виртуализации отношений в сфере услуг. Этот тренд существенно влияет на развитие цифровых социальных систем [3].
Например, реализация транспортных посреднических операторов 5PL [4] основана на построении коммуникационной инфраструктуры, предоставляющей заказчикам и перевозчикам возможность обмениваться информацией и вступать в краткосрочные и долгосрочные коммерческие отношения. 5PL-оператор является программной платформой, он не имеет собственных транспортных ресурсов, а выступает лишь в роли виртуального посредника, обеспечивающего информационную поддержку транспортного бизнеса. Ориентация на использова- ние такого оператора приводит к перестроению бизнес-процессов, он становится базой для взаимодействия участников рынка, которые находятся в полной зависимости от его надежного функционирования.
Для успешной реализации таких платформ необходимо разрабатывать новые методы и технологии проектирования и оценки эффективности в сфере услуг. В отличие от существующих подходов к автоматизации бизнес-процессов, ориентированных на повышение качества и снижение затрат на обеспечение сервисов, доступных в режиме оффлайн, должны быть созданы методики, ориентированные на реализацию принципиально новых цифровых услуг, организация выполнения которых невозможна без соответствующего ПО. Поскольку такие услуги не имеют аналогов в реальном мире, нужны новые подходы к оценке эффективности поддерживающих их программных платформ.
Для решения этой проблемы в данной статье предлагается новая модель инфраструктурного возврата.
Современные программные решения для интернет-платформ имеют сервис-ориентированную архитектуру [5], предоставляющую пользователям возможность доступа к определенной функциональности посредством специализированных программных сервисов (API) или пользовательских интерфейсов. Последовательность и частоту использования данных сервисов пользователи определяют самостоятельно в рамках собственных целей и предпочтений. При оказании посреднических услуг интернет-платформа реализует информационно-коммуникационные сервисы, а объем услуг, которые могут предоставлять через эту платформу сторонние поставщики, становится неограниченным.
Таким образом, реализация виртуального посреднического оператора дает новые возможности для социальных и экономических систем, обеспечивая качественно новый уровень организационных отношений. Например, внедрение открытого сервиса для заказа такси не повышает эффективность диспетчерской, но может частично или полностью заменить ее в новых условиях информа- ционного взаимодействия. В связи с этим важно учитывать эти возможности в моделях цифровой экономики при оценке эффективности принимаемых решений по реализации виртуальных посреднических операторов.
Оценку эффективности виртуального посреднического оператора производят с использованием комбинации контрольных показателей и ключевых индикаторов. Такие индикаторы и показатели формируются для инвестиционных программ развития информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом. Контроль значений заданных показателей и индикаторов позволяет реализовать стратегии проектного управления и бюджетного регулирования [6–8], то есть определять структуры бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативную базу, типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
Данный подход ограниченно применим к виртуальным посредническим операторам. Проблема состоит в том, что сама по себе новая ИТ-инфраструктура посреднического оператора дополнительных услуг не предоставляет и оптимизацию реальных процессов не обеспечивает. Более того, учитывая риски информационного взаимодействия, связанные с открытым характером распространения информации, а также дополнительные усилия, необходимые для синхронизации поведения участников взаимодействия в реальности и виртуальном мире, возможно повышение нагрузки на существующие бизнес-процессы в связи с выходом в информационное пространство.
Для решения этой проблемы была разработана модель инфраструктурного возврата цифровой экономики, основанная на соотнесении виртуальных преимуществ экономической системы и затрат на создание и развитие ее ИТ-инфраструктуры, включающей программное и информационное обеспечение, а также информационно-коммуникационную среду исполнения.
В основе модели лежит формальное представление продуктов или услуг в виде цепочек взаимосвязанных сервисов, для реализации которых необходимо разовое или регулярное выполнение определенных мероприятий известной стоимости.
Обозначим в виде сервиса si определенную цифровую услугу, которой могут воспользоваться потребители uk. Факты обращения и потребления услуги обозначим в виде событий:
ei,j,k = ei,j,k(si, uk, ci,j,k, {c¢i,j,k,l}, ti,j,k) = {0, 1}, (1)
где ti,j,k – время возникновения события; j – индекс обращения для потребления; ci,j,k – стоимость единичной услуги для конечного потребителя и типа сервиса в момент времени ti,j,k; {c¢i,j,k,l} – общая оценка себестоимости цифровой услуги, включая затраты на создание ее инфраструктуры, а также начисления (амортизация, страхование, производственные, административные и коммерческие расходы, проценты по уплате кредитов, налог на прибыль и т.п.).
Сумма – это выручка от оказания услуг потребителям.
Каждый сервис для своего выполнения требует задействовать одного или нескольких поставщиков dn и программную ИТ-инфраструктуру. В рамках используемой ИТ-инфраструктуры выделим объекты hm с определенной стоимостью vm и сроком эксплуатации Dt*m = [t*m, t*m + Dt*m), который определяет интервал доступности сервиса. Обозначим события ввода в действие объектов ИТ-инфраструктуры:
qm = qm (hm, vm, {v¢m,l}, Dt*m) = {0, 1}, (2)
где {v¢m,l} – обоснованная себестоимость объекта hm по статьям затрат l, включая затраты на создание, отчисления на реализацию и поддержание объекта инфраструктуры,
Реализацию сервисов в рамках определенной цифровой платформы представим в виде графа, связывающего объекты ИТ-инфраструктуры, поставщиков услуг и продуцируемые сервисы, которые находятся в вершинах, связанных между собой с помощью отношений – ребер зависимости:
bi,m (si, hm) – отношение инфраструктурного обеспечения сервиса;
fi,n (si, dn) – отношение выполнения сервиса поставщиком dn.
Критерий исполнимости сервиса si в момент времени t:
A(si, t) = qmbi,m (si, hm)fi,n (si, dn)d, (t Î Dt*m), (3)
где
Данное выражение характеризует наличие и готовность одного или нескольких возможных исполнителей (поставщиков).
Наряду с исполнимостью сервиса можно рассматривать инфраструктурную доступность. Критерий инфраструктурной доступности сервиса si в момент времени t:
(4)
Данное выражение означает, что для выполнения сервиса в определенный момент времени он должен быть поддержан соответствующей инфраструктурой.
Как уже отмечалось, основным отличием цифровой платформы от ПО, решающего конкретные задачи автоматизации, на основе имеющейся ИТ-инфраструктуры возможно предоставление новых услуг, не предусмотренных спецификацией платформы. Это приводит к появлению новых типов сервисов путем комбинирования существующих сервисов с известными поставщиками и инфраструктурой.
Данный эффект можно описать с помощью эмиссии сервисов, когда подмножество существующих сервисов и событий обращения к ним приводит к появлению новых сервисов за счет объединения или пересечения без непосредственного использования инфраструктуры:
{ei1,j,k × (1 – B(si1, t))} : {si1} ¬ {si2} È {si3}. (5)
На графе цифровой платформы эмиссия сервисов будет отображена новым типом отношений: gi1,i2(si1, si2) – отношение эмиссии.
При накоплении достаточного количества сервисов они могут объединяться и дополняться, генерируя новые сервисы, не требующие дополнительных мероприятий или ресурсов. Новые сервисы появляются под влиянием активности их пользователей. Например, в случае частого и регулярного совместного использования двух или более сервисов разными пользователями они могут объединяться в виде комплексной услуги. Таким образом обеспечивается эмиссия сервисов, поддерживаемая потреблением и возникающая дополнительно к затратам на реализацию инфраструктуры.
Известный подход к определению эффективности реализации ИТ-инфраструктуры основан на расчете стоимости ее запуска в эксплуатацию за период времени Dtn = (t¢n, t¢n + Dt¢n), n = 1, ..., N:
(6)
и сопоставлении ее с доходами от реализации сервисов (за вычетом начислений):
(7)
Данные показатели могут быть использованы при оценке чистого дисконтированного дохода:
(8)
где I – ставка дисконтирования; Dtn – годовой период.
Для оценки минимального достаточного объема начальных инвестиций может быть принята такая оценка достаточного объема привлекаемых инвестиций, что IC = V (на момент привлечения инвестиций). Отметим, что V(Dt) не учитывает расходы на построение и поддержку неэксплуатирующейся инфраструктуры, что позволяет не обременять платформу расходами на инновации и развитие. Анализ невостребованных объектов может быть произведен с помощью интегрального показателя инфраструктурной доступности.
Учитывая определение (4), утверждение (6) может быть преобразовано к виду:
V(Dt) =
(9)
В связи с этим при построении ИТ-инфраструк- туры цифровой платформы для максимизации NPV нужно стремиться к возникновению эмиссии и максимизировать вторичные сервисы, появляющиеся на уже существующей инфраструктуре, суммарный доход от которых назовем инфраструктурным возвратом:
R(Dt) =
(10)
Отметим, что показатель (10) ориентирован на максимизацию непосредственно цифровых услуг и не учитывает дополнительные доходные инструменты от сдачи в аренду инфраструктуры, цифровой платформы, продажи прав на использование ее части, продажи франшизы и т.п., что также может учитываться при планировании инвестиционных проектов.
Эмиссия сервисов приводит к скачкообразному росту доходности, поскольку не требует вложений в инфраструктуру. Таким образом, суммарный доход от предоставления сервисов за определенный период будет соотнесен с расходами на реализацию и поддержку базовой инфраструктуры. Поскольку данная модель предусматривает потребление услуг, полученных в результате эмиссии, становится возможным расчет инфраструктурного возврата в условиях высокой виртуализации. Выбор базовой инфраструктуры связан не только с экономической составляющей, то есть с расходами на ее реализацию и поддержку, но и с рисками по- тери ее функциональности в силу влияния обстоятельств непреодолимой силы, в том числе политических рисков. Кроме того, выбор того либо иного варианта технологии и масштаба реализации бизнес-модели напрямую зависит от эффективности работы механизмов привлечения инвестиций (скорости и объема привлекаемых средств, условий привлечения, правовых механизмов защиты бизнеса и инвесторов) как для владельцев инфраструктуры, так и для пользователей сервисов, развивающих бизнес на вторичной основе на их базе.
Доход от эмиссии сервисов может образовываться от оплаты предоставляемых поставщикам и потребителям посреднических услуг. Поскольку виртуальный посреднический оператор может не обладать собственными ресурсами, получаемый доход, а также предельный объем потребления зависят от возможностей предоставляемой инфраструктуры, количества возможных вариантов предоставления вторичных услуг и их качественных характеристик (в том числе инновационности). Учитывая небольшой размер оплаты каждого сервиса (сравнительно с общими расходами на ввод оператора в действие), для достижения положительного инфраструктурного возврата необходимо обеспечить ритмичность и постоянный рост объемов оказываемых сервисов, для чего производится непрерывное расширение возможностей программной платформы оператора.
Описанная модель реализована в рамках развития направления разработки ПО для виртуальных посреднических операторов в сфере услуг [9], в которой одним из важных аспектов цифровизации является возможность организации взаимодействия поставщиков и потребителей в едином информационном пространстве. Таким образом решается про- блема трудности оценки на начальном этапе обос- нования затрат цифрового бизнеса мультиплицированного эффекта роста доходов от возможного роста объема реализации при наличии графа связности сервисов.
Архитектура программной инфраструктуры сферы услуг в условиях цифровой экономики приведена на рисунке. В дополнение к реализации виртуального посреднического оператора на базе ИТ-платформы предлагается реализовать контур управления, реализующий мониторинг, моделирование и планирование расширения и модернизации компонентов информационных технологий на базе анализа и прогноза инфраструктурного возврата согласно предложенной модели. Данные программные средства были разработаны на языке Java в составе специализированного ситуационного центра, позволяющего реализовать мониторинг и управление инновационным развитием региона. Тестовые испытания показали широкие перспективы предложенного решения.
В результате модель инфраструктурного возврата обеспечивает эволюционное развитие цифровой экономической системы. Появление новых сервисов приводит к развитию и модернизации требований к предоставляемым услугам, которые должны учитываться при синхронном развитии ИТ-инфраструктуры. В этом смысле, с одной стороны, необходимо обеспечивать поддержание постоянного интереса поставщиков и потребителей оператора, а с другой – сохранять надежность и непротиворечивость существующих сервисов для обеспечения постоянного уровня качества посреднических услуг, в том числе снижая уровень политических и финансовых рисков.
Экономический эффект инфраструктурного возврата может быть оценен как соотношение не только затрат инвестора на новую инфраструктуру к полученному экономическому эффекту нового оператора, но и затрат между экономическим эффектом от дальнейшей поддержки замещаемой экономической модели и экономическим эффектом от реализации новой модели цифровой экономики в сравниваемом периоде. Необходимо подчеркнуть важность разработки и применения новых подходов к обоснованию проектов в области цифровой экономики, так как практика резкого перехода и масштабных инвестиций часто приводит к неконтролируемому росту убытков инвестора и общей дискредитации идеи цифровизации.
Практическое решение указанных задач производится на новом этапе развития ИТ-инфраструк- туры компаний в различных отраслях экономики, а также в сфере государственного управления и связано с существенными затратами на общую модернизацию и перенастройку. При этом в рамках формируемого нового технологического уклада цифровой экономики ожидается замещение существующих инфраструктурных решений, связанных с традиционными моделями ведения бизнеса.
Литература
1. One Internet. Global commission on Internet Governance. Ghatham House. 2016, 120 p. URL: https://www.cigionline.org/ initiatives/global-commission-internet-governance (дата обращения: 20.07.2018).
2. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. URL: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/ Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 20.07.2018).
3. Kadushin C. Understanding social networks: theories, concepts, and findings. Oxford Univ. Press, 2012, 264 p.
4. Иващенко А.В., Пейсахович Д.Г. Управление интерактивной диспетчеризацией ресурсов посреднического транспортного оператора // Системы управления и информационные технологии. 2014. № 1.1. С. 151–155.
5. Басс Л., Клементс П., Кацман Р. Архитектура программного обеспечения на практике. СПб: Питер, 2006. 575 с.
6. Волкович О.Н. Управленческий учет. М.: Проспект, 2005. 472 с.
7. Лихачева А.С. Финансовое планирование на предприятии. М.: Проспект, 2005. 264 с.
8. Чертина Е.В., Квятковская И.Ю. Комплексная количественная оценка инновационных ИТ-проектов на основе нечетко-множественных описаний // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2016. № 1. С. 50–62.
9. Иващенко А.В., Сюсин И.А. Виртуальные посреднические операторы в сфере услуг. Самара: Инсома-пресс, 2018. 102 с.
References
- One Internet. Global commission on Internet Governance. Ghatham House. 2016, 120 p. Available at: https://www.
cigionline.org/initiatives/global-commission-internet-governance (accessed July 20, 2018).
- Aptekman A., Kalabin V., Klintsov V., Kuznetsova E., Kulagin V., Yasenovets I. Digital Russia: a New Reality. Available at: https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20
Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (accessed July 20, 2018).
- Kadushin C. Understanding Social Networks: Theories, Concepts, and Findings. Oxford Univ. Press, 2012, 264 p.
- Ivashchenko A.V., Peysakhovich D.G. Management of interactive dispatching of resources of an intermediary transport operator. Management Systems and Information Technologies. 2014, no. 1.1, pp. 151–155 (in Russ.).
- Bass L., Clements P., Kazman R. Software Architecture in Practice. Addison-Wesley Prof. Publ., 2003, 538 p. (Russ. ed.: St. Petersburg, Piter Publ., 2006, 575 p.).
- Volkovich O.N. Management Accounting. Moscow, Prospekt Publ., 2005, 472 p.
- Likhacheva A.S. Enterprise Financial Planning. Moscow, Prospekt Publ., 2005, 264 p.
- Chertina E.V., Kvyatkovskaya I.Yu. Integrated quantitative assessment of innovative IT projects based on fuzzy-multiple descriptions. Caspian J. Management and High Technologies. 2016, no. 1, pp. 50–62 (in Russ.).
- Ivashchenko A.V., Syusin I.A. Virtual Intermediary Operators in the Service Industry. Samara, Insoma Press, 2018, 102 p.