В энергетике, являющейся частью мировой техногенной культуры, время от времени наблюдаются нештатные ситуации и крупные аварии, в том числе и по вине обслуживающего (оперативного) персонала. В статье [1] проведен анализ техногенной аварийности в РФ, названы основные внутренние и внешние причины аварийности на опасных производственных объектах. Анализ инцидентов с ошибками персонала показывает, что наибольшее количество ошибочных действий совершается в аварийных ситуациях, при пусках, остановах, при производстве плановых переключений и в процессе других воздействий на органы управления оборудованием. Частота ошибочных действий персонала зависит от его обученности навыкам управления оборудованием и готовности к парированию аварийных ситуаций. Причем, если навыкам проведения типовых и штатных переключений с известными ограничениями можно обучиться на реальном работающем оборудовании, то навыки ликвидации нештатных и аварийных ситуаций невозможно приобрести без применения современных тренажеров [2].
Таким образом, профессиональная подготовка персонала объектов электроэнергетики приобретает приоритетное значение в связи с критической ситуацией, складывающейся в Единой энергетиче- ской системе России по обеспечению надежности ее функционирования, вызванной дефицитом энергетических мощностей, износом основных фондов и т.п. Аварийность на опасных производственных объектах (в том числе на электростанциях и сетевых предприятиях) в более чем 70 % случаев обусловлена так называемым человеческим факто- ром [3].
Для повышения надежности человеческого фактора предприятий критической инфраструктуры разрабатываются всевозможные технические средства обучения – от сложных программно-технических комплексов (полномасштабных трена- жеров реального времени, позволяющих обучать оперативный персонал в различных эксплуатационных режимах) до компьютерных тренажеров, моделирующих работу отдельных технологических систем [4–7].
Эксплуатация гидроагрегатов (ГА) сопровождается постоянным контролем, регистрацией и расчетом технологических показателей его работы. Существует ряд параметров, получающихся в результате математической обработки зарегистрированных значений параметров, например, расход воды через ГА, коэффициент полезного действия ГА, время наработки ГА в каждом режиме и зоне работы. Как правило, функции текущего и перио- дического контроля состояния оборудования, в том числе и статистический учет наработки ГА, возлагаются на оперативный персонал.
Авторы данной статьи принимают участие в разработке тренажера для эмуляции технологических процессов (ТП) ГЭС и работы общестанционных вспомогательных систем и оборудования в соответствии с реальными физическими ограничениями. Тренажер должен максимально реалистично воссоздавать ход ТП, включая индикацию, блокировки, логику работы реального оборудования, моделировать потенциально опасные ситуации на реальных объектах. В связи с этим актуальна разработка модели, позволяющей имитировать значения технологических параметров ГА ГЭС и построенного на ее основе программного тренажера.
Процесс работы на тренажере выглядит следующим образом.
1. Преподаватель выбирает сценарий обучения и начинает процесс тестирования, в ходе которого может воздействовать на модель путем изменения входных параметров.
2. Обучаемый осуществляет работы на автоматизированном рабочем месте (АРМ), где развернуты мнемосхемы, аналогичные мнемосхемам верхнего уровня (ВУ) АСУ ТП ГЭС; просматривает на мнемосхемах ход ТП; переключается между мнемосхемами, просматривает параметры, их линии трендов, выполняет управляющие воздействия при помощи элементов мнемосхем.
3. По окончании теста в автоматическом ре- жиме производится оценка испытуемого.
Постановка задачи исследования
Цель работы – создание модели ГА, позволяющей имитировать все режимы его функционирования и изменять значения технологических параметров в интервалах, соответствующих реальным.
Модель ГА характеризуется набором входных и выходных параметров. Формирование выходных параметров модели осуществляется на основе фиксированного набора алгоритмов, которые выполняются с заданной периодичностью имитации (тактом). Для модели должны быть предусмотрены механизм отключения параметра от логики модели и переход на ручное задание параметров. Модель ТП может подключаться к модели системы автоматизированного управления, а при ее отсутствии частично описывать модель системы.
Описание метода решения задачи исследования
Каждому режиму работы ГА или возможной аварийной ситуации (пуск/останов ГА, повышение температуры обмотки статора генератора, действие электрической защиты трансформатора на останов ГА, незатормаживание ГА при аварийном останове и т.п.) соответствует сценарий обучения тренажера, содержащий перечень имитируемых параметров, допустимые интервалы их изменения, события, привязанные ко времени.
Например, для сценария «Пуск ГА» имитируемыми параметрами будут следующие:
- скорость турбины;
- частота вращения турбины;
- давление воды в спиральной камере;
- давление воды на уплотнителе вала турбины;
- давление дисциллята на входе в обмотку статора;
- датчик положения направляющего аппарата;
- расход через уплотнение вала;
- расход дисциллята на обмотку статора.
Общую закономерность изменения ряда данных можно представить в виде линии трендов. На рисунке 1 приведены линии трендов значений технологических параметров ГА, на основании которых разрабатывается сценарий «Пуск ГА». Авторы предлагают рассматривать построение имитационной модели ГА как задачу восстановления регрессии.
Пусть заданы пространство объектов X и множество возможных ответов Y. Существует целевая зависимость y* : X ® Y, значения которой известны только на объектах обучающей выборки , yi = y*(xi). Требуется построить алгоритм a (функцию регрессии): X → Y, аппроксимирующий целевую зависимость y* [8].
При решении таких задач выделяют два этапа. На этапе обучения метод μ по выборке Xℓ строит алгоритм a = μ(Xℓ). На этапе применения алгоритм a для новых объектов x выдает ответы y = a(x). Метод обучения должен допускать эффективную программную реализацию.
Самым перспективным подходом к анализу больших данных считается применение методов машинного обучения, с помощью которых компьютер может находить в массивах данных изначально неизвестные взаимосвязи и закономерности [8].
При выборе метода построения модели необходимо учитывать следующие факторы:
- задача моделирования значений параметров ГА ГЭС требует анализа естественной информации большого объема: сотни параметров, изменения которых регистрируются с точностью до миллисекунд;
- технологические параметры ГА связаны между собой сложными функциональными зависимостями;
- со временем происходят износ оборудования ГА и естественное изменение его параметров.
В данной работе в качестве способа решения задачи восстановления регрессии выбран механизм искусственных нейронных сетей (ИНС). Это обусловлено следующими факторами:
- ИНС способны смоделировать сложный вид связей между технологическими параметрами ГА;
- ИНС позволят определять будущие значения технологических параметров ГА с большой точностью;
- в процессе использования такая модель реагирует на изменения, происходящие с ГА, и автоматически корректирует параметры;
- в настоящее время разработаны и реализованы эффективные алгоритмы обучения ИНС в виде программных библиотек.
Прикладная интерпретация и иллюстрация полученных результатов исследования
Программной реализацией имитационной модели ГА является модуль работы с нейронными сетями [9]. В этом модуле для группы из n выбранных для сценария входных параметров строятся n трехслойных нейронных сетей с прямой передачей сигнала, то есть моделируется зависимость каждого из n параметров от остальных (n – 1) параметров.
Набор обучающих данных для ИНС формируется по историческим трендам системы автоматизированного управления ГА ГЭС. Выбор параметров для определенного сценария осуществляется с использованием корреляционного анализа: параметры, коэффициент корреляции которых больше установленного порогового значения, включаются в один сценарий.
Для обучения ИНС используется метод обратного распространения ошибки. Критерием остановки процесса обучения нейросети является достижение функционала качества установленного минимального значения. Погрешность имитации параметра ГА на временном интервале T выражается квадратичной функцией потерь L(a, x) = = (a(x) – y*(x))2, где a – такое решение, при котором отклонение функции имитируемого параметра от функции y = y*(x) минимально. Функционал качества является суммой функций потерь на обучающей выборке объектов [8].
Разработанный программный модуль поддерживает выполнение следующих функций:
- чтение исторических значений моделируемых технологических параметров из файлов;
- подготовка обучающей выборки для ИНС;
- обучение нейросетей;
- построение модели для имитации значений технологических параметров ГА;
- анализ результатов работы системы моделирования (расчет погрешности моделируемых параметров);
- построение линий трендов исходных значений параметров и значений, рассчитанных ИНС;
- сохранение и загрузка нейросетей в систему.
ПО разрабатывается в среде Microsoft Visual Studio на языке программирования С# с использо- ванием фреймворка .NET Accord, реализующего модели машинного обучения и методы оценки их качества. ПО запускается автоматически при включении сервера в виде веб-приложения под управлением сервера IIS.
Пользовательский интерфейс (рис. 2) разработан с использованием следующих библиотек и инструментов:
- d3.js – библиотека JavaScript для управления документами на основе данных, используется для обработки и визуализации данных;
- amCharts – библиотека JavaScript для визуализации данных, используется для работы с трендами, графиками, диаграммами;
- bootstrap – инструментарий с открытым исходным кодом для разработки с помощью HTML, CSS и JS, используется для построения пользовательского интерфейса с версткой под любые размеры экранов.
Приведем сценарии, реализуемые програм- мным модулем.
Просмотр созданных нейросетей:
- в левой части формы в списке перечислены названия нейронных сетей;
- если выбрать одну из них, то в правой части экрана появляется информация: имя сети и перечень входных значений параметров;
- после изменения одного из входных значений параметров происходит вычисление значения параметра при помощи нейронной сети.
Создание новых нейросетей:
- пользователь загружает n файлов (по количеству параметров), содержащих метки времени и соответствующие значения параметра;
- система создает n нейронных сетей.
Просмотр линий трендов параметров:
- пользователь загружает файлы с исходными данными;
- пользователь выбирает набор ранее созданных нейронных сетей;
- пользователь выбирает временной интервал для построения трендов;
- для каждой нейронной сети строится набор трендов следующим образом: открывается файл; выбираются метки времени, удовлетворяющие временному интервалу; для каждой метки времени вычисляются значения параметра при помощи нейронной сети (в качестве входных данных используются данные из файла);
- для каждой нейронной сети доступны опции построения оригинального тренда и расчета минимального, максимального и среднего отклонений вычисленного значения от эталонного.
Заключение
Разработанная авторами модель имитации значений технологических параметров ГА и модуль работы с нейронными сетями, входящий в состав тренажера оперативного персонала, реализованный на ее основе, позволят для каждого конкретного ГА ГЭС строить модель, отражающую изменения его параметров, и проводить обучение оперативного персонала на основе этой модели.
Литература
1. Магид С.И., Архипова Е.Н., Куличихин В.В. Актуальные вопросы развития тренажеростроения современной электроэнергетики // Надежность и безопасность энергетики. 2015. № 2. С. 28–41.
2. Тренажеростроение в России и за рубежом. URL: https://testenergo.ru/simulator-making-in-russia-and-abroad/ (дата обращения: 10.12.2017).
3. Тренажерная подготовка. Актуальность // Тренажеры для обучения оперативного персонала электростанций и сетевых организаций. URL: https://testenergo.ru/tren-podgotovka/ (дата обращения: 10.12.2017).
4. Строганов И.Л. Применение автоматизированных компьютерных обучающих систем для предприятий критической инфраструктуры // Изв. ПГУПС. 2008. № 1. С. 297–310.
5. Южаков А.Ю. Тренажеры для оперативного персонала АЭС // Российской атомное сообщество. URL: http://www. atomic-energy.ru/technology/33812 (дата обращения: 10.12.2017).
6. Тренажеры // ИТЦ «ДЖЭТ». 1991–2014. URL: http:// www.get-simulator.ru/index.php/ru/deyatelnost/trenazhery (дата обращения: 10.12.2017).
7. БЬЕФ. Модель гидроагрегата // Промавтоматика. URL: http://pa.ru/ru/katalog/gidro/agregatnyj-uroven/BEF (дата обращения: 10.12.2017).
8. Воронцов К.В. Математические методы обучения по прецедентам. URL: http://www.machinelearning.ru/wiki/images/6/6d/Voron-ML-1.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
9. Никулина А.В., Трешников П.В., Хвостов А.И., Зелен- ко Л.С. Разработка имитационной модели гидроагрегата ГЭС для тренажера оперативного персонала // Перспективные информационные технологии (ПИТ-2017): сб. науч. тр. Междунар. науч.-технич. конф. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2017. С. 805–808.